Так это настоящая любовь или просто блажь?

сцена из спектакля Блажь
фото: театр "Колесо"

Когда все роли в спектакле главные, а диалоги, речь актеров – колоритные, сами они – харизматичные, тогда, наверное, нет места критике. Вы согласны? Ну, если только чуть-чуть.

Я всё больше убеждаюсь, что невозможно испортить классику. Невозможно! У вас есть пьеса, в нашем случае – Александра Островского в тандеме с Петром Невежиным. Они написали отличную комедию с не очень благозвучным, на мой взгляд, названием «Блажь». Заглавие не годится, а пьеса – даже очень.

– Что это значит – блажь? – услышала я вопрос молодой студентки к другой.

Они принялись обсуждать:

– Это похоть?

Вот видите, тут расшифровывать надо, объяснять некоторым зрителям значение слова. Эти девушки спутали похоть с прихотью. С дурью, с капризом. А пьеса-то об этом. О дури возрастной помещицы Серафимы Давыдовны. И здесь вопрос: так блажь или последняя отчаянная любовь настигла ее?

Итак, на сцене театра «Колесо» разыграли комедию нравов, качественно, умело и… профессионально. Не испортили, не додумали на свой манер, не переиграли. А сыграли, нет – прожили жизнь героев, вжились в образы так, будто мы там, в тех далеких веках. Сейчас многие авторы осовременивают классические постановки так, что смотрится и слушается с большим трудом.

Здесь же актеры постарались. Вот барыня и ее беднеющий хутор, дочки, хотя в оригинале пьесы – это две ее сестры, а она опекунша. Здесь же Гурьевна, ростовщица и сплетница, прибежала, а колоритная и громкоголосая прислуга в фартуке Марья не пускает ее к хозяйке:

– Оне нездоровы… Да так, ничего важного. Ежели оне расстроены, так у них всегда нездоровье от нервов.

Вот с тростью ее родственница Прасковья Антонова, серьезная баба, настоящая помещица, ее муж, Семен Гаврилович, со своими фразами – что ни скажет, то поговорка или присказка, причем с юмором:

– Потолстел? Ну, уж едва ли! Все меня моционят: посидеть не дают, а уж не то, чтоб заснуть после обеда! Боятся, что ожирею… Э, брат! Ты всё еще такая же куцая?

– Да какая же я куцая, дядя? Я уж давно длинные платья ношу…

О чем эта, в принципе не известная широкой публике пьеса «Блажь»? Авторы говорят примерно следующее: рано или поздно каждому в жизни выпадает счастье встретить свою любовь. Кто-то встречает ее в юности, а кто-то, как помещица Серафима Сарытова, в зрелом возрасте.

Влюбилась женщина в молодого красавца-лентяя, наглого и глуповатого Степана Баркалова. Устроила его к себе в поместье управляющим. Он, естественно, имением не руководит, а распродает имущество. А также скот, лес. Сам же Степа гуляет в городских пабах и засиживается в игорных домах…

И вот уже закладываются бриллианты, продан экипаж, денежки уж закончились.

Так продолжается до тех пор, пока к Серафиме не приезжают родственники, намеренные спасти от этой напасти влюбленную женщину.

Она же противится, ее всё устраивает. Она же влюблена! А тут приехали какие-то мешать ее счастью. Ну и что, что скоро кушать будет нечего.

Серафима на протяжении всего спектакля произносит возвышенные речи о высоком чувстве, настигшем ее в зрелом возрасте. Просит не судить строго, а понять и простить:

– Я не знала в жизни, что такое счастье, и если оно так поздно улыбнулось, как же мне не беречь его? Пощадите же меня и не говорите о разлуке! Я готова на всё…

В общем-то, эта комедия о том, как чувства, а также страх потерять свое только что обретенное счастье часто преобладают над здравым смыслом.

Актриса в роли Серафимы много и остро рефлексирует, вроде бы неплохо справляется с ролью. Но вот рыданья и поцелуи в шею своего возлюбленного как-то… манерны, что ли. Кажется, что так не ведут себя влюбленные. Хотя это только мое мнение. Может, здесь нам показали любовь на грани безумия, такая задумка была.

Степа Баркалов тоже оказался совсем не хищником. Так паренек обычный, накормили в этом доме, приласкали, за что спасибо. Позовут в другой богатый дом – он и туда с удовольствием перебежит.

Выходит, любовь эта – однобокая, странная, даже пошлая какая-то. А временами и очень даже возвышенная речами дамы Серафимы:

– Какая жизнь, какая жизнь! В душе только тоска и горе. Больше нет ничего и вперед не видать, не видать ничего! Да еще трепещи, что у тебя всё отнимут и не будешь знать, где голову приклонить…

– Вы сами себе надели петлю, а я только затянул ее. Слышите: разорил! Мальчишке, недоучке-гимназисту, получавшему двадцать рублей в месяц, наполняют карман деньгами и говорят: трать!

Я не был так умен, чтоб читать вам мораль и лекции о бережливости, и не был так глуп, чтоб отказаться от денег. Я стал хлестать направо и налево, да и дохлестался. Стал мотать, обманывать, одним словом, вел себя достойно моей роли и не жалел вас, потому что ведь вы и не заслуживали сожаленья…

Что нам с вами о благородстве говорить? Причем оно тут? Если б вы действительно любили, не допустили меня пасть так низко. Какое тут благородство, какая любовь? Эти слова нейдут к нам, это не любовь… Это – блажь, – заявил ей Баркалов.

Села наша героиня на деревянную скамью возле дома, а за сценой – звон колокольчиков…

В целом спектакль очень даже хороший. Веселый, конечно, но и немного грустный. Особенно хорошо, что в конце никто не отравился и не повесился.

Алина Нестерова, газета «Вольный город Тольятти»

актеры в спектакле Блажь
фото: театр “Колесо”