Сызранское высшее военное авиационное училище отметило 75-летие, подарив гостям яркое авиашоу.
В субботу, 23 мая, Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков (СВВАУЛ) праздновало свой юбилей – 75 лет. Выпускники и курсанты отметили эту дату на городском аэродроме Троекуровка вместе с тысячами людей из разных регионов, которые приехали в Сызрань, чтобы посмотреть на захватывающее авиашоу, организованное в честь знаменательной даты.
Уютный МИ-2 и дешевые булочки
Представление было назначено на 11:30, но аэродром стал заполняться гостями уже с девяти утра. Впрочем, скучать не пришлось: на основной сцене пели и танцевали коллективы из Самарской области, а на аэродроме ждали своего часа вертолеты. И любой желающий мог обследовать их и снаружи, и внутри, посидеть в кабине пилота и на пассажирских местах, сделать рядом с машинами фото на память.
Чтобы побывать внутри вертолета выстраивались длинные очереди и взрослых, и детей. Больше всего желающих собралось у вертолета МИ-2, рассчитанного на двух пилотов. Внутри он оказался очень уютным: в пассажирской кабине по всей длине – длинные мягкие диваны бежевого цвета, а ближе к кабине – столик и пара крутящихся стульев того же цвета.
В то же время на площадке аэродрома стали разворачиваться торговые палатки, где можно было купить почти любую снедь – от сосиски в тесте до пахлавы по самым демократичным ценам, дешевле, чем в студенческой столовке.
Живет под старым именем
Рядом – небольшой ларек сувениров с символикой «СВВАУЛ – 75 лет». Сегодня училище имеет другое официальное название – «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань, Самарская область) и филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» (г.Сызрань), однако, на всех плакатах, флагах крупно напечатано старое, всем известное СВВАУЛ.
Правда, называться так он стал не 75 лет назад, а только 49. Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков берёт свое начало от Саратовской военной авиационной школы пилотов, сформированной в марте 1940 года.
Начавшаяся Великая Отечественная война потребовала подготовленных пилотов-планеристов для выполнения специальных заданий в тылу врага, и в 1941 году школа пилотов преобразовалась в планерную школу.
После окончания войны она перебазировалась в город Пугачёв Саратовской области и была переименована в Авиационное планерное училище ВДВ. В 1952 году получило наименование 160-го военного училища лётчиков и с 1953 года перешло на освоение принципиально новой авиационной техники – вертолёта.
В 1960 году училище снова переехало в Сызрань и только с 1963 года называется Сызранское военное авиационное училище лётчиков. В 1966 году его перевели в статус высшего.
В бой идут одни…иностранцы
Точно по-военному в половине одиннадцатого началась официальная часть праздника. На площадке выстроились курсанты, напротив – офицеры, их военные наставники. Все ребята в синей и зеленой парадной форме, и почти 300 из 1000 – иностранцы.
Заместитель начальника училища по учебной и научной работе полковник Андрей Моисеев отметил, что в СВВАУЛе сегодня обучаются юноши из Анголы, Казахстана, Киргизии, Китая, Мали, Монголии, Перу, Судана, Таджикистана и Туркмении.
Жизнь в полете
Череда поздравлений и награждений, как и было обещано, закончилась к половине двенадцатого. Первой в чистом голубом небе появилась парашютно-десантная группа. За ней еще одна – с дымовыми шашками на ногах, которыми парашютисты рисуют замысловатые разноцветные узоры. Зрители, запрокинув головы, наблюдали это шоу до самого конца. А для военных такие прыжки обычное, будничное дело. Один только Анатолий Осипов уже успел совершить 14 000 прыжков. Остальные – чуть меньше, но счет все рано идет на тысячи. Завершает выступление единственная женщина-парашютист СВВАУЛа Светлана Голотнова. Она парит в воздухе с флагом, на котором символика училища.
На прощание – поклон
Затем в ход идет тяжелая техника. Один за другим, совершая разные маневры, пролетают вертолеты: Ми-2, Ка-52, Ка-226, Ми-8, Ми-24, Ансат-У, Ми-26, Ми-8. На Ка-52, Ми-26 и Ми-8.
Высший пилотаж показывают авиационные группы «Стрижи» на истребителях МиГ-29 и «Беркуты» на вертолетах Ми-28Н, выполняя фигуры «Боевой разворот», «Разворот на пикировании», «Перестроение», «Бочка» и «Роспуск». Машины двигаются так синхронно, что кажется, будто связаны невидимой нитью в одно целое. В конце выступления пилоты выводят их «на поклон». Вертолет, будто живой, благодарно кивает с неба восторженным гостям.
Одна из женщин, которая вместе со мной наблюдала это авиашоу, вспомнила, как точно так же пилоты, отправляясь в Чечню, подлетали к своим домам и делали прощальный поклон. Тогда они смотрели на все это с ужасом. А сегодня – это всего лишь часть большого праздничного шоу.
Текст: Анастасия Левкович. Фото: Екатерина Левкович
“Самарские известия”