Свои впечатления школьникам придется отмечать в дневнике

учитель ведет урок

Раньше образование ориентировалось на широкий спектр знаний, теперь – на среднестатистические стандарты, когда надо усваивать новые материалы в больших объемах. Поэтому детям катастрофически не хватает времени, а большая часть знаний им никогда не пригодится.

К концу школы, как правило, начинается натаскивание на ЕГЭ. Учиться хорошо не выгодно – у меня дочь окончила школу с золотой медалью, которая сейчас просто валяется дома. Преимуществ при поступлении в вуз она не давала никаких, так зачем было стараться? Куча ненужных предметов, но каждый преподаватель считает свой главным и спрашивает по нему безжалостно. Делаем вывод: основная задача отличника – зазубрить материал.

По опросам – 70 процентов учителей не знают, как заинтересовать детей. А с чего им выкладываться: жизнь нелегкая, работа сложная, оплата низкая. Да еще ограничения во всем: нарушишь – плохо будет. Попробовала одна смелая учительница в интернете свое фото в купальнике разместить – уволили. Только после бурных протестов общественности появилось целое положение, разрешающее такие снимки.

Со второго сентября за парты сели 16,5 миллиона школьников. Цифра хорошая – результат высокой рождаемости и присоединения Крыма. Только первоклассников стало на миллион больше, если сравнить с прошлым годом.

Соответственно, зашевелился Роспотребнадзор, напомнив, что рюкзак с учебниками в первом-втором классах должен весить не более 2,2 килограмма, а в девятом-одиннадцатом – 4 кг. Приступать к домашним заданиям лучше всего с 15-16 часов. При этом подчеркнуто, что второклассникам надо тратить на выполнение домашнего задания максимум полутора часа в день, а старшеклассникам – вдвое больше.

Все регионы получат рекомендации, как использовать в школах смартфоны: переводить их в беззвучный режим или вообще не приносить на уроки. Возможно, гаджеты придется сдавать на хранение в специальные места. Начиная с седьмого класса, будут писать тесты на наркотики. В каждом крупном городе появятся центры научно-технического творчества, где станут проходить уроки технологии.

До конца 2019 года утвердят новые образовательные стандарты, определяющие, что и в каком классе учитель должен дать детям. В соответствии со стандартами обновят образовательные программы и учебники по всем предметам. В младших и средних классах появится некий культурный норматив – посещение выставок, концертов, спектаклей, просмотр фильмов и чтение книг. Интересно, где те же спектакли отыщут в сельских школах? Не в Ставропольском районе, который считается пригородным, а в настоящей глубинке?

Свои впечатления школьникам придется отмечать в дневнике. Полный курс уроков по всем предметам будет доступен на сайте российской электронной школы: почти 100 тысяч уникальных задач, 5 тысяч учебных материалов, составленных лучшими педагогами страны. Еще добавятся новые функции – электронные журнал и дневник. В 2020 году утвердят национальный стандарт школьной формы, начнут преподавать второй иностранный язык и добавят шахматы. Кроме того, в школах появятся должности старшего и ведущего учителей.

В 32 регионах станут опорными 108 школ для Российской академии наук, где собираются готовить будущих ученых. В них поставят современное оборудование на сумму свыше миллиарда рублей. Еще несколько цифр. До конца года в стране появятся 100 новых школ, правда, за последние 15 лет закрыли 24 тысячи. Этой грустной участи не избежал и Тольятти – школа № 15 в Федоровке, где в разрушающемся здании недавно нашли взломанный металлический ящик с реактивами.

Министр просвещения страны Ольга Васильева всего три года возглавляет ведомство, но уже развернула масштабные реформы. Планы хорошие, только в России сегодня 44 100 школ, и все они с разными возможностями, особенно сельские. Дойдут до них средства на реформирование? Найдется ли такое количество специалистов? Не обернется ли все это очередной показухой?

По части фальсификаций у нас на местах большие спецы. Один только пример. В 40 000 школ провели всероссийские проверочные работы, выяснилось, что в 2 500 учебных заведениях поставили необъективные оценки. Зачем? Чтобы потрафить ученикам? Нет! Чтобы хорошо выглядеть. И вообще, в провинции давно живут по своим законам и правилам. Так что размаха реформ сверху там не получится…

Сергей Дьячков, социолог, почетный гражданин Тольятти, член Союза российских писателей.
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 34 (1265) 06.09.19
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362

учитель ведет урок