Сводная медицинская карта школьников

В практику работы с учащимися и родителями школы № 93 вошли ежегодные конференции под девизом «Здоровым быть здорово!». В феврале 2015 года прошла очередная такая конференция – четвертая по счету. По сложившейся традиции, на ней предоставляется слово главному специалисту территориального отдела управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Самарской области в Тольятти Ольге Анатольевне Петровой. Как же выглядит сводная медицинская карта современных школьников в глазах Роспотребнадзора?

– Удельный вес практически здоровых школьников по-прежнему остается низким, – констатирует Ольга Анатольевна. – В первых классах больше всего практически здоровых детей, с переходом в среднюю и старшую ступень таких детей становится все меньше. В 2014 году, к примеру, удельный вес практически здоровых детей среди дошкольников составил 24,66%, а среди школьников – только 15,4%.

Также с поступлением в школу увеличивается число детей, страдающих хроническими заболеваниями. На протяжении многих лет при проведении обязательных медицинских осмотров у школьников выявляются все новые заболевания. К моменту перехода в среднее звено практически не остается ни одного школьника, не имеющего какого-либо хронического заболевания.

В хронической патологии школьников лидируют заболевания опорно-двигательного аппарата, органов зрения, неврологические и эндокринные заболевания. Далее следуют ЛОР-патология, заболевания органов дыхания, мочеполовой системы и аллергические, – последними страдают экологически зависимые дети.

Выше перечисленные заболевания сохраняют свою значимость от начальных классов до выпускных. Причем, ухудшение здоровья у значительного числа школьников наблюдается к концу учебного года. В средних и старших классах ухудшается здоровье даже у практически здоровых детей.

Роспотребнадзор, анализируя картину здоровья школьников, констатирует: микросреда образовательного учреждения является фактором риска.
Что же способствует снижению уровня здоровья от первого к последнему году обучения? Ответ надзорного органа такой: чрезмерный объем учебной нагрузки, недостаточная двигательная активность, в ряде случаев не соответствующие гигиеническим нормативам и санитарным правилам условия воспитания и обучения.

17% тольяттинских школ из-за недостатка учебных помещений работают в две смены. В связи с дефицитом мест, комплектование классов проводится без учета гигиенических нормативов (2,5 кв. метра в кабинете на ребенка и не более 25 учащихся в классе). Многие образовательные учреждения не соответствуют гигиеническим нормативам по уровню искусственной освещенности. Кроме того, у первоклассников недостаточно столов, имеющих наклонную поверхность, практически отсутствует специализированная мебель для кабинетов информатики. Повышенные учебные нагрузки, особенно в учреждениях с углубленным изучением предметов (лицеи, гимназии) формируют патологию сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, приводят к нарушениям осанки и зрения.

Особое внимание: близорукость прочно занимает второе место среди причин инвалидности школьников, в результате чего ограничивается выбор будущей профессии. Развитию близорукости в школе способствуют неблагоприятные гигиенические условия зрительной работы, недостаточный уровень освещенности, неправильная рабочая поза из-за несоответствия школьной мебели, использование учебных пособий с мелким шрифтом. У учащихся специализированных школ близорукость формируется в 1,5 раза чаще, чем у учащихся общеобразовательных школ.

Нарушению осанки и плоскостопию, кроме перечисленных факторов, способствует ношение учебников в портфеле, а не в ранце, тяжести, гиподинамия.

Школьное питание – особая статья.
Меню по-прежнему разрабатывается с учетом стоимости продуктов, а не с учетом физиологических потребностей детей в биологически ценных веществах. В меню недостаточно продуктов, обогащенных микронутриентами. Охват горячим питанием старшеклассников крайне низок. Если учесть, что в семье школьников кормят не лучше этого, то не стоит удивляться распространенности анемии, болезней желудочно-кишечного тракта и желчевыводящей системы.

Роспотребнадзор отмечает также недостатки в режиме дня школьников. Это чрезмерная продолжительность просмотра телепередач, снижение продолжительности ночного сна и времени пребывания на воздухе, преобладание пассивных видов деятельности, низкая двигательная активность. Особое место занимают вредные привычки.

Что Роспотребнадзор предлагает?
– Укрепление и расширение комплексной совместной работы педагогических и медицинских работников по примеру школы № 93, – говорит Ольга Анатольевна Петрова. – А также улучшение взаимодействия между заинтересованными министерствами и ведомствами Самарской области в сфере укрепления здоровья детей и подростков.

регистратура

фото: trollface.ws

информационно-рекламная газета «Город на Волге»

фото: из открытых источников