Сверим имена на обелисках

Новости Тольятти augustnews.ru

Тольяттинка Нина Подколзина через 50 лет после гибели отца, пропавшего без вести во время Великой Отечественной войны, нашла его могилу.

История нашей читательницы вполне могла бы стать основой для киносценария на тему «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Вот что рассказала Нина Филипповна:

— Во время войны практически каждая семья перенесла огромное горе, не миновало оно и нашу. В сентябре 1941 года мы потеряли самого близкого нам человека — отца. Мама осталась с двумя маленьким детьми на руках. Вдовами за четыре года войны стали практически все женщины в нашей деревне Пресновка Северо-Казахстанской области. После окончания средней школы в 1956 году я начала искать злополучную бумагу — похоронку, но дома ее не оказалось. Многие годы обращалась во все инстанции в надежде отыскать место гибели и захоронения отца, но ответы были неутешительные, написанные будто под копирку: «Архив не разобран, в списках не значится, без вести пропавший».

Вопреки всему Нина Филипповна не отчаивалась. Недаром говорят: каждый, кто просит, — получает, и кто ищет — находит, и кто стучит — тому откроют. После 35 лет бесплодных поисков судьба прямо-таки столкнула Нину Филипповну с нужным, хорошим человеком, настоящим энтузиастом и профессионалом. Она работала фельдшером в городской больнице, когда к ней на прием пришел мужчина, который, как выяснилось, был известным тольяттинским краеведом Георгием Андреевым. Оказалось, Георгий Степанович писал о судьбах земляков и их родственников, воевавших и погибших во время войны. Его книги так и назывались: «На фронт уходили семьями» (к 55-летию Победы над фашистской Германией), «Сверим имена на обелисках». С помощью историка Георгия Андреева Нина Филипповна вышла на Центральный архив Министерства обороны РФ в Подольске, откуда и получила официальный ответ на свой запрос по поводу отца: «Командир отделения 1074-го стрелкового полка 314-й стрелковой дивизии, рядовой Филипп Иванович Романенко, 1909 года рождения, уроженец Северо-Казахстанской области Соколовского района, погиб 6.09.41 г. в городе Ладейное Поле, где и похоронен».

В момент получения письма из Центрального архива на дворе стоял 1991 год. Получилось, что Филипп Романенко погиб ровно полвека назад. Да-да, 50 лет понадобилось, чтобы добиться правды и восстановить справедливость!

Мама Нины Филипповны ушла из жизни, так ничего и не узнав о судьбе своего мужа. А Нина Филипповна поехала в Лодейное Поле. Как дочь погибшего защитника Отечества ее очень тепло встретили сотрудники местного историко-краеведческого музея и журналисты. Огромное впечатление произвела на них история поиска пропавшего без вести отца-фронтовика.

Могила Филиппа Романенко находилась на территории мемориального комплекса «Свирская победа». Напомним, 1005 дней (с сентября 1941 года по июнь 1944 года) река Свирь была передним краем Карельского фронта. Свирский рубеж стал непреодолимой преградой на пути врага, пытавшегося окружить Ленинград вторым блокадным кольцом. В сентябре-октябре 1941 года, пока не подошло подкрепление, 314-я дивизия удерживала фронт протяженностью 110-120 километров (при нормативе порядка 10-12 км). И только с приходом с Дальнего Востока 21-й стрелковой дивизии фронт, обороняемый 314-й, сократился до 35 километров. Причем дивизия не только отбивала атаки, она и контратаковала (Новосегежская операция), не давая покоя противнику, разбивая его планы и намерения и поднимая дух наших бойцов. Именно поэтому этот рубеж обороны и получил название «Свирский рубеж».

Как рассказали Нине Филипповне очевидцы тех боев, 1074-й стрелковый полк, где воевал ее отец, практически полностью был уничтожен. При переправе через Свирь финны безжалостно расстреливали советских солдат, весь берег нашей обороны был превращен в сплошные воронки от снарядов.

Интересна история парка-мемориала «Свирская победа». Он был создан решением Военного совета Карельского фронта в 1944 году на месте рубежа обороны и переправы советских войск при форсировании реки Свирь. Авторы проекта — архитекторы Кирилл Калайда и Борис Воронцов. Торжественное открытие мемориала состоялось 7 ноября 1944 года.

На территории парка общей площадью 19 га были построены павильоны авиации, артиллерии, войск связи, бронетанковых и инженерных войск; главное здание военно-исторического музея в форме корабля, а также сохранены землянки, траншеи и блиндажи.
Однако в начале 1950-х годов в связи с «Ленинградским делом» павильоны были разобраны, оружие и техника вывезены, музей расформирован и закрыт, а коллекция картин, написанных военными художниками, передана в музеи города Петрозаводска.

С 1968 года в главном здании военного музея размещается Лодейнопольский историко-краеведческий музей. Сегодня самая большая экспозиция в нем посвящена теме Великой Отечественной войны, и достойное место здесь заняли экспонаты, сохранившиеся от прежнего музея «Свирская победа».

В 1974 году в парке установлен обелиск «Письмо в будущее», на котором высечены фамилии погибших участников форсирования реки Свирь, а также названия частей и соединений, принимавших участие в операции. При установке памятника в плиту у основания была вложена капсула с письмом к потомкам, которое должно быть прочитано в 2044 году. С 1990-х годов при мемориале начал работу общественный музей «Блокада Ленинграда», в 2002 году парку присвоен статус мемориального, его территория расширена до 60 га.
Нину Филипповну приглашали в Лодейное Поле на празднование 60-летия Победы, она произнесла торжественную речь на митинге, видеозапись с того значимого события до сих пор хранится в семье, как и фотографии отца, а также книги историка Георгия Андреева. Ведь, как говорится, мы живы, пока жива память о нас.

Факт:
Свирская победа сыграла важнейшую роль в Великой Отечественной войне, позволив вывести из войны Финляндию и тем самым перенаправить карельские части советских войск на борьбу с врагом на других фронтах. Победа здесь досталась дорогой ценой, 52 человека были удостоены звания Героя Советского Союза, сотни воинов награждены орденами и тысячи — медалями. Но были и пропавшие без вести, как Филипп Романенко.

фото: Площадь Свободы

Ольга Пимантьева, “Площадь Свободы”