Суровый реализм: от шестидесятых до восьмидесятых на выставке в Тольятти

    Новая летняя выставка «Рожденные оттепелью» – первый совместный выставочный проект галереи «Парк Отель» и Музея актуального реализма. Несмотря на жару, эта чудесная идея директора музея Ирины Яновской и ее коллег собрала в день открытия немало зрителей.

    Глазами Марлена

    «Перечитать» советские шестидесятые глазами известных художников в нашем новом веке – настоящее удовольствие от глубокого погружения в былую эпоху. Удовольствие для тех, кто не был знаком с теми временами лично в силу своего юного возраста. Ностальгия для тех, для кого фильм Марлена Хуциева «Июльский дождь» скажет о временах молодости гораздо больше, чем бесстрастные исторические хроники.

    Кстати, фрагменты этого «Дождя» музейщики показали участникам круглого стола, также посвященного теме этой выставки. И по красивому, уютному пространству нового, все еще осваиваемого поклонниками музея как-то сразу разлилось удивительное, светлое, романтичное настроение, которое в свое время счастливо доверилось режиссерскому взгляду Марлена Хуциева и дошло, не растеряв своего обаяния, до наших непростых дней.

    Суровый стиль

    Собиратель Василий Воронской, благодаря которому эта выставка стала богаче и говорливее, признался, что начал собирать работы в стиле сурового реализма с его… непонимания. Суровость живописных работ тех времен привлекла его, но совсем не сразу стала близкой для коллекционера. А меж тем большинство имен художников, полотна которых тогда приобрел Василий, были отмечены вниманием самой Третьяковки. Это тоже было знаком для собирателя: он пришел к верному выбору темы. Так собралась коллекция, которая отчасти вошла в собрание, представленное сегодня в Музее актуального реализма.

    Ленин жив?

    Конечно, посмотреть эту выставку, наверное, стоит не один раз. Более ста произведений живописи и графики. Художники, известные миру. Богатая перекличка разных жанров. И каждое жанровое или временное пространство музея увлекает, заставляет вернуться.

    Чего стоит только один зал, в котором представлены портреты той поры. Любопытно, что художники той эпохи писали не только совсем великих или просто пролетариев. На одном из полотен – лицо искусствоведа. И эта социальная неожиданность – тоже знак эпохи оттепели.

    Хотя как тут без верных партийных ориентиров? Трогательное и неразгаданное мной обаяние картины «Пионерка» Валентины Деффине-Кристи написана в 1952-м. А жанровое явление «Владимира Ленин во ВХУТЕМАСе» художника Виктора Дынникова я нашла не сразу и только с помощью сотрудника музея, замечательной керамистки Жени Зуевой. Студенты худграфа долго изучали этот живописный и вполне романтичный репортаж про Ильича, что-то тщательно записывали в блокнотики, расспрашивали своего преподавателя о каких-то деталях этой работы. И в самом деле – портреты Владимира Ленина сегодня не в фаворе, а тут такой редкостный случай…

    Живой и теплый портретный восток от Иззата Клычева – профиль очаровательной девушки в колоритном национальном головном уборе. А рядом – холсты Тогрула Наримамбекова и Давида Боровского с портретами великих Елистратова и Шостаковича. Словом, если бы на выставке было только это жанровое пространство, я бы точно захотела посмотреть этот вернисаж. Но выставка не меньше богата натюрмортами, пейзажами, тематическими картинами от 60-х годов к 80-м.

    Кентавр от Неизвестного

    Конечно, оттепель ассоциируется у многих с именем Эрнста Неизвестного. И тут зрителю есть на что посмотреть. Его «Кентавр с поднятой рукой» датируется 1961-м. Скульптурная «Попытка» создана годом раньше. Потрогать взглядом это бронзовое литье или офорт знакового мастера эпохи, разрешившей на время смелость и свободу творцам, и поразмышлять о той хрущевской оттепели и самой бульдозерной выставке, про которые мы столько слышали и читали, – не зря проведенное в музее время. П. Оссовский, В. Иванов, Н. Андронов, П. Никонов, И. Шевандронова, Г. Захаров, Т. Салахов, Г. Коржев, А. Васнецов, Э. Неизвестный – точные указатели: пора пойти в музей.

    Марта Тонова, газета «Площадь СВОБОДЫ», kiya-ha13@mail.ru
    Оригинал статьи опубликован в газете «Площадь СВОБОДЫ»

    девушка выставка рожденная отепелью

    женшины тольятти выставка