Судьба городского леса до сих пор висит в воздухе

Новости Тольятти augustnews.ru

В этом году профессиональный праздник работников леса совпал с днем голосования, отойдя на второй план. Хотя это не совсем правильно. Ведь если у нас будет нормальная среда обитания, а лес занимает треть территории города, то и жизнь наладится. А значит, и выборы куда угодно станут проходить в спокойной обстановке.

Накануне профессионального праздника я попросил ответить на ряд вопросов главного консультанта по тольяттинскому лесничеству, министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, кандидата географических наук Андрея Крючкова.

– Прошлым летом в суде Центрального района рассматривалось гражданское дело о создании муниципального лесничества. Исковое заявление поступило от прокурора города, ответчиком значилась мэрия.

– Было такое.

– Чем все закончилось?

– Суд обязал мэрию создать муниципальное лесничество, разработать и утвердить регламент, включить в реестр и так далее. Решение вступило в законную силу – и все.Муниципального лесничества до сих пор нет.

– Как же так?

– А вот так. Финансирования нет, и судьба городского леса до сих пор висит в воздухе. Мэрия не спешит оформить право собственности на городской лес.

– А как на это смотрят областные структуры?

– Дали время до нового года. Что будет потом, непонятно.

– Невеселые новости накануне праздника. Но не будем пока о грустном. Не изменилась ли общая площадь тольяттинского лесничества?

– Нет, те же 7 979 гектаров.

– Какая площадь в этом году засажена деревьями? Помню, и субботники проводились, и воскресники, и шумные акции.

– 59 гектаров – и все за счет внебюджетного финансирования, то есть за счет инвесторов, спонсоров, личных средств граждан. Высаживали ясени, березы, рябины и, конечно, сосны, которые в нашей местности являются лесообразующей породой.

В этом году впервые были высажены лесные культуры с закрытой корневой системой, площадь – 26 га. Это новая технология.

– Андрей Николаевич, а почему у нас сосновый край?

– В песках лучше всего растут, приживаются сосны. Кроме того, наша основная задача – лесоразведение, а не лесовосстановление. Вы спросите, почему. Отвечу: мы находимся в зоне критического лесовыращивания.

– Иными словами, не в тайге живем, где все растет само собой.

– Не в тайге. А у нас лес сам растет, но плохо и тяжело.

– В этом году меньше, чем в прошлом, но все же тольяттинцы жаловались, что из города вывозят живой лес. Они судили по вырубкам, по бревнам на грузовиках.

– Это последствия пожара 2010 года. Сначала была частичная расчистка горельников, потом стали сохнуть насаждения, потому что изменился биоценоз, пропало единство организма. Представьте, у человека удаляют какую-то конечность, он начинает чувствовать себя ущербным. Так же и с лесом.

– А сколько еще будут расчищать леса? Объективно.

– Очень много усохших деревьев, больных; работы непочатый край. И потом, обратите внимание, на что в основном сейчас жалуются горожане. Не на то, что в лесу рубят, а на то, что рубят медленно. Сухостой – это угроза безопасности.

– Я помню случай, только был он чуть раньше, не в этом году. Сосна упала на гуляющих людей и насмерть придавила мужчину.

– В текущем году дважды случались ураганы, очень много деревьев повалено. Ущерб от повреждения линий электропередач, газопроводов, машин оказался большим. Несколько раз в зеленой зоне упавшие деревья останавливали автомобильное движение.

Хочу подчеркнуть, что санитарно-оздоровительными мероприятиями надо заниматься регулярно, тогда лес не будет создавать людям столько проблем.

– Минувший август получился очень жаркий. Была угроза лесных пожаров?

– Была, но оперативные службы, особенно МЧС, сработали четко. Помогло и патрулирование лесов. За всю жару было два возгорания, которые быстро потушили.

– Сегодня какой класс пожароопасности? Первый?

– Нет, пока второй. Скоро будет первый, но сезон пожароопасности пока не закончился.

– Странно, тольяттинские синоптики прогнозируют сплошные дожди и даже говорят, что бабьего лета в нашем привычном понимании не будет.

– Дай Бог!

– Это вы зря.

– Пусть идут дожди и растут грибы.

– Разве грибы можно собирать в черте города? Точнее, собирать можно, есть нельзя. Так?

– Я, например, не рекомендую употреблять в пищу собранные в городских лесах грибы.

– А где можно грибы собирать? В какой местности?

– В экологически чистой, где нет больших автомагистралей и крупных производств.

– Это по-прежнему Ульяновская область?

– Не только Ульяновская, но и Пензенская, север Самарской области. На территории Самарской Луки не советую собирать, заповедник охраняется, не стоит нарушать законодательство.

– И последние вопросы. В этом году лесопосадки еще будут? И где, если будут?

– В районе «Тольяттиазота» и возле санатория «Лесное». Работы пойдут с начала октября и по новой технологии – с закрытой корневой системой.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех неравнодушных граждан, проявляющих заботу о лесе, и поздравить с наступающим праздником. Я верю, что в Тольятти будет создано муниципальное лесничество, а это, в свою очередь, поможет решить накопившиеся проблемы.

Беседу вел
Сергей Русов, «Вольный город», № 36 (1113) 15.09.16

фото: Площадь Свободы