Первое после новогодних каникул заседание городской думы началось с небольшого скандала. Впервые за долгое время депутатов в зале оказалось меньше, чем необходимо для обсуждения вопросов (помешали командировки, отпуска, болезни). Можно было просто разойтись по домам, но решили иначе: объявили перерыв, во время которого стали обзванивать отсутствующих и уговаривать их приехать.
Хотели сорвать заседание
Кадровый дефицит ощущался не только на депутатских местах. Мэр Николай Ренц накануне окунулся в крещенскую прорубь (этот момент был заснят на видео и выложен в соцсети, собрав множество разнообразных комментариев) и на заседание думы не пришел.
– Может, приболел? – предположил кто-то из журналистов.
– Наверное, опасается, что депутаты разнос устроят за плохую уборку внутриквартальных территорий после снегопадов. Вот и прислал вместо себя Ерина, – ответил другой.
Вопрос, касавшийся зимнего содержания дорог, действительно значился в повестке, однако перед этим депутатам предстояло утвердить поправки в бюджет, касающиеся финансирования контрольно-счетной палаты. Напомним, что этот орган получил статус юридического лица (то есть стал самостоятельным), а значит, деньги на зарплаты сотрудникам и прочие расходы теперь должны поступать не через думу, как раньше, а напрямую.
На тот момент в зале было 22 депутата (достаточно для принятия решения), однако, как только перешли к обсуждению, возникла напряженность.
– На одном из прошлых заседаний думы мы рекомендовали КСП проверить областное министерство имущественных отношений, а в ответ услышали, что в бюджет не заложены деньги на командировку в Самару. Сейчас эти средства предусмотрели? – спросил Владимир Бобров.
– Да, – ответила Лариса Миронова, возглавляющая департамент финансов мэрии.
– А когда у нас мэр в Самару ездит по служебной надобности, ему тоже командировочные выплачивают?
– Нет.
– Тогда стыдно должно быть контрольно-счетной палате.
Пристыдив проверяющих, депутаты на этом не успокоились, поскольку несколько человек были явно не согласны с предлагаемыми поправками.
– Решение не принято, – подытожил по итогам голосования спикер Николай Остудин. – И что дальше? Контрольно-счетная палата будет ждать до следующего заседания?
Тут выяснилось, что уже на этой неделе сотрудники КСП должны получить аванс за январь, но так как вопрос с финансированием не решен, им придется потерпеть или обратиться с претензиями в прокуратуру.
– Давайте переголосуем! – предложил Остудин. – Как они будут жить и работать без бюджета?
До повторного голосования дело так и не дошло, поскольку несколько депутатов (если не ошибаюсь, это Акоев, Макарчук, Попов, Разуваев и Сазонов) в знак протеста покинули зал. Объяснять свои действия никто из ушедших не стал, однако позже в соцсетях появился комментарий Ивана Попова, который написал, что недоволен тем, что в результате изменения статуса КСП серьезно возрастает нагрузка на местный бюджет.
– Ну, всё, приехали. Кворума нет! – грустно сказал Николай Остудин после этого демарша. – Что делать будем? Расходимся?
– Надо меры принимать, на телевидение обращаться! – заявил Владимир Бобров. – Судьба города на кону, а они так себя ведут.
– Мне не понятна позиция ушедших депутатов, – сказала Ольга Сотникова. – Видимо, это какая-то странная вендетта в отношении КСП со стороны определенных депутатов. Важно понимать – это не политическая позиция и не защита интересов граждан, а какая-то личная заинтересованность.
Предложили сиротам Поволжский
Тут вспомнили про тех, кто по разным причинам не смог прийти на это заседание. Среди них и Павел Митковский, получающий в думе деньги за свою деятельность.
– Мы можем взять и поделить его сегодняшнюю зарплату? – спросил один из депутатов. – А то нам на работе неоплачиваемый день поставят из-за всех этих задержек.
– У него не зарплата, а денежное вознаграждение, – ответила представительница думы.
– Тогда ставьте ему прогул и лишайте должности!
– Мы обсудим это с кадровой службой.
Главный вопрос, который предстояло решить: что делать дальше – расходиться или ждать?
Начали обзванивать отсутствующих коллег, чтобы узнать, кто из них в ближайшее время все-таки сможет приехать в думу. Несколько человек пообещали, что позволяло надеяться на кворум.
Почти час спустя заседание возобновилось, поскольку подъехали Павел Турков и Юрий Сачков. Вместе с ними получилось 20 человек, так что вопрос о финансировании КСП удалось решить.
Еще одна тема, обсуждавшаяся на заседании думы, касалась предоставления квартир детям-сиротам.
– Ко мне одна девушка-студентка обратилась, которой предложили квартиру в Поволжском, – сказал Владимир Краснов. – Она туда переселяться не хочет и, наверное, имеет на это право, учитывая отдаленность микрорайона и плохую транспортную доступность. У меня такое впечатление, что деньги выделяют не нуждающимся, а администрации, которая решает, кому и куда ехать, по принципу: на тебе, убоже, что нам негоже.
Инна Сорокина, возглавляющая мэрский департамент по управлению муниципальным имуществом, ответила, что проблему хорошо знает, поскольку сама является опекуном ребенка-сироты:
– В этом году мы купили на вторичном рынке 101 квартиру по ценам от 1,7 до 2,1 миллиона рублей. В техническом задании значилось, что квартиры должны быть приближены к максимальному количеству социальных объектов и транспортным развязкам и не находиться в отдаленных микрорайонах. Таких за год нам удалось купить всего две. Пришлось менять техническое задание и повышать сумму.
В результате 40 квартир были приобретены в Поволжском, но не стоит говорить: на тебе, убоже, что нам негоже. Это отличные квартиры с хорошим ремонтом, расположенные рядом с остановками.
По словам чиновницы, многие дети-сироты отказываются от жилья в Поволжском, предпочитая Автозаводский район. Но там всего четыре квартиры удалось купить.
– Я хорошо помню, как одна девушка требовала у меня квартиру в доме рядом с ее бабушкой. Никакие другие не хотела, – продолжила она. – Кто-то хочет, чтобы магазин был рядом, остановка. Но жизнь сложнее, чем кажется. Мы ведь, когда за свой счет квартиры покупаем, тоже не всегда можем найти идеальный вариант.
Краснов все-таки попросил Сорокину встретиться с той самой девушкой-студенткой и обсудить возможность приобретения квартиры где-нибудь в другом месте.
– Я ее к вам подошлю? – спросил он. – Перспективный же человек для общества.
– Да, конечно. Посмотрим, что можно сделать.
Не хватает техники и дворников
Постепенно участники заседания перешли к главной теме дня – уборке снега с тольяттинских дорог. Сначала шла речь о внутриквартальных (именно их состояние вызывает больше всего нареканий), содержанием которых занимаются компании «Экосфера», «Флагман» и «Зеленстрой».
– Подрядчики у нас не меняются на протяжении многих лет, – напомнила Ольга Сотникова. – А это значит, что им должны быть хорошо известны климатические условия и проблемные места. Однако из года в год мы попадаем в одну и ту же ситуацию, когда начинается аномальный снегопад, а коммунальщики не могут справиться с его последствиями. Почему у нас опять не расчищены внутриквартальные дороги, скверы семейного отдыха, да и к социальным объектам зачастую подойти невозможно? Тут прозвучало, что подрядчики располагают в сумме 104 единицами техники. На ваш взгляд, этого достаточно, чтобы нормально убирать город?
Вопрос адресован Юлии Павловой, представляющей департамент городского хозяйства мэрии. Она на секунду задумалась, а потом ответила:
– Это действительно был аномальный снегопад! Да, он бывает каждый год.
– А подрядчик может ожидать этот снегопад? – задала следующий вопрос Сотникова, видя, что чиновница замолчала.
– Я не могу сказать, что подрядчики плохо справились. Называйте конкретные территории.
– У каждого из депутатов наберется очень большое количество мнений избирателей по качеству обслуживания внутриквартальных территорий. Думаю, можно говорить о том, что подрядчики не справились.
Тут депутаты стали перечислять территории, где снег убирается плохо, однако Павлову они этим не смутили.
– Внутриквартальные территории не могут убираться одномоментно, – ответила она. – Это делается постепенно, причем дело не всегда в нехватке техники. К примеру, у «Зеленстроя» она есть, но не хватает рабочих.
– Вы предлагаете нам заняться решением этой проблемы? – с раздражением в голосе спросил один из депутатов.
– Нет, не предлагаю.
Владимир Бобров из Шлюзового решил немного поддержать чиновницу, заявив, что в его микрорайоне серьезных претензий к подрядчикам по расчистке внутриквартальных территорий нет:
– Все-таки нужно учитывать, что снег шел несколько дней почти без перерывов. Возле «Русича» в воскресенье почистили, а в понедельник снова замело! Давайте лучше обсудим работу управляющих компаний.
Я обратил внимание, что те из них, которые лишь недавно зашли на коммунальный рынок и еще не имеют большого количества домов, чистят снег гораздо лучше, чем крупные, которые зачастую филонят. К примеру, у «ДЖКХ» на 117 домов, которые эта организация обслуживает в микрорайонах Шлюзовой и Жигулевское море, всего 31 дворник и одна единица техники.
Подрядчики заслужили неуд?
Присутствовавший на заседании первый заместитель мэра Вадим Ерин озвучил, что одной из самых серьезных проблем при расчистке территории являются припаркованные автомобили:
– С каждым годом машины у нас становятся всё дороже, и если, не дай Бог, тракторист одну из них зацепит, то ему придется отвечать. Естественно, это препятствует качественному выполнению работ.
Определенную помощь оказывают знаки, обязывающие водителей переставлять автомобили с одной стороны дороги на другую, в зависимости от дня недели. Будем рассматривать вопрос, чтобы увеличить количество таких знаков в городе. К примеру, у нас на улице Жилина очень большая проблема, потому что она постоянно заставлена машинами. Чтобы нормально почистить, надо полностью перекрывать один из участков.
По итогам обсуждения депутаты заявили, что необходимо жестче штрафовать подрядчиков (если отработали на троечку с плюсом, то столько и должны получить), предложив чиновникам собрать информацию о том, какая техника имеется в Тольятти и пригородах у сельскохозяйственных предприятий и прочих частных организаций. Возможно, в такие критические, с точки зрения погодных условий, моменты ее можно брать в аренду.
Также предложено признать работу подрядчиков («Экосферы», «Флагмана» и «Зеленстроя») неудовлетворительной, однако почти половина из присутствовавших депутатов посчитали это лишним.
То же самое, кстати, касается магистральных дорог, где подрядчиков (это «ДРСУ» и «Автодоринжиниринг») уже оштрафовали за несвоевременную и некачественную уборку дорог в ноябре и декабре. Мнения народных избранников по поводу того, стоит ли ставить неуд, снова разделились примерно поровну.
– Когда вопрос обсуждался на профильной комиссии, я чувствовала поддержку депутатов всех фракций, – сказала по этому поводу Ольга Сотникова. – Мы же все являемся жителями Тольятти и не видим должного содержания дорог. Всё же очень просто: не смогли нормально по городу проехать – минус, не смогли к подъезду подойти – еще минус… Признание работы подрядчиков неудовлетворительной – это один из способов донести до чиновников и подрядчиков мнения горожан. К сожалению, некоторые из коллег инициативу не поддержали. Не понимаю, почему мы боимся резких высказываний?
Добавим, что многие из участников обсуждения сошлись во мнении, что для улучшения ситуации с зимним содержанием необходимо увеличить финансирование и предусмотреть больше мест для складирования снега, вывозимого с магистральных дорог и внутриквартальных территорий.
– Если не найдем свои участки, значит, надо арендовать, – предложил Александр Денисов.
Тем не менее, к единому мнению прийти так и не удалось. Скорее всего, к вопросу зимнего содержания дорог депутаты вернутся на следующем (февральском) заседании думы.
Андрей Липов, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 2 (1386) 21.01.22