Суд пояснил закон об ОСАГО

Страховщиков обязали платить за снесенные ограждения и утрату товарной стоимости авто.

В конце января пленум Верховного суда РФ принял постановление, в котором содержатся некоторые разъяснения о порядке применения положений закона об ОСАГО. Данное постановление несколько расширило зону ответственности страховщиков. К примеру, согласно постановлению, страховщики должны будут не только возмещать ущерб, нанесенный «железу», а также здоровью потерпевших, но и компенсировать утрату товарной стоимости автомобиля. От страховщиков, в свою очередь, последовали высказывания о том, что расширение полномочий страховых компаний должно найти отражение в росте страховых тарифов.

Постановление пленума Верховного суда, изданное на двадцати страницах, затрагивает множество аспектов законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В частности постановление определило подсудность страховых споров. Так, согласно разъяснениям, дела о взыскании страховых выплат при цене иска до 50 тыс. рублей, относятся к компетенции мировых судов. Если сумма иска выше 50 тыс. рублей, то спор будет рассматривать районный суд. Кстати, суд также уточнил и само понятие «страховой случай». Таковым считается наступившее событие, в результате которого возникает гражданская ответственность страхователя в связи с причинением ущерба при использовании транспортного средства. «Под использованием транспортного средства следует понимать не только механическое (физическое) перемещение в пространстве, но и все действия, связанные с этим движением и иной эксплуатацией транспортного средства (буксировка, стоянка, парковка, остановка и т.д.)», отмечается в постановлении.

Однако наибольшее несогласие страховщиков вызвало положение о том, что возмещению подлежат и некоторые иные расходы, связанные с наступлением страховых случаев. Например, расходы на эвакуацию с места ДТП, хранение поврежденного авто, доставка пострадавших в больницу, восстановление дорожных знаков или ограждений и т. п.

Не остался без внимания страховщиков и пункт о компенсации товарной стоимости транспортного средства. «Утраченная товарная стоимость подлежит возмещению и в случае выбора потерпевшим способа возмещения вреда в виде организации и оплаты восстановительного ремонта транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика заключен договор» — гласит постановление. В этом отношении, по мнению страховщиков, необходимо утвердить методику расчета УТС, которая не приводила бы к необоснованному обогащению владельцев транспортных средств. «Решение ВС РФ о присуждении выплат по утрате товарной стоимости (УТС) при возмещении ущерба в ОСАГО приведет к дополнительным расходам для страховщиков ОСАГО. Мы не можем ставить под сомнение решения Верховного суда, они направлены на усиление защиты пострадавших. Однако при этом важно соблюсти равновесие и устойчивость самой экономической модели ОСАГО. Поэтому важно в ближайшее время проанализировать влияние решений ВС РФ на бизнес и убыточность в ОСАГО, учесть эти факторы при корректировке тарифов в этом обязательном виде страхования, который пребывает не первый год в кризисном состоянии», — заявил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. Как отмечают в союзе автостраховщиков, правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные постановлением правительства в 2003 году, устанавливали, что при причинении вреда имуществу потерпевшего возмещению подлежит реальный ущерб. Утрата товарной стоимости как убыток не рассматривалась. Однако в 2007 году Верховный суд РФ признал исключение возмещения УТС незаконным, и суды стали взыскивать УТС по ОСАГО. Но поскольку УТС не являлся тем видом вреда, который изначально относился к числу покрываемых, он не был учтен в страховых тарифах, в свою очередь учет этого риска в страховых тарифах может грозить дополнительной нагрузкой на автовладельцев.

Однако не все положения постановления касаются только затрат страховщиков. Возможности взыскать некоторую сумму со страховых компаний лишили и автовладельца. Так, разъяснения гласят, что в случае, когда разница между фактически произведенной страховщиком выплатой и предъявляемыми истцом требованиями составляет менее 10%, спорная разница будет считаться допустимой статистической погрешностью.

Стоит отметить, что страховщики были не согласны и с поправками к закону об ОСАГО, которые возлагали ответственность на страховые компании за качество проведенного ремонта на станциях, с которыми заключены договора. Однако Верховный суд еще раз подтвердил обоснованность этих требований. «Обязательства страховщика по организации и оплате восстановительного ремонта ТС потерпевшего считаются исполненными страховщиком надлежащим образом со дня получения потерпевшим отремонтированного транспортного средства. Ответственность за несоблюдение станцией технического обслуживания срока передачи потерпевшему отремонтированного ТС, а также за нарушение иных обязательств по восстановительному ремонту ТС потерпевшего несет страховщик, выдавший направление на ремонт», говорится в постановлении. При этом за автовладельцем остается право предъявить претензии к страховой компании, если после ремонта в процессе эксплуатации авто будут выявлены скрытые повреждения или дефекты.

Помимо всего вышеперечисленного суд уделил внимание и вопросу возврата потерпевшему комплектующих изделий, вышедших из строя. «В случае возврата потерпевшему подлежащих замене деталей узлов и агрегатов размер страховой выплаты уменьшается на их стоимость», отмечается в постановлении.

По мнению страховщиков, комбинированный коэффициент убыточности по ОСАГО в 2015 году вырастет до 104-107% в случае сохранения тарифов на текущем уровне и увеличении лимитов по жизни и здоровью со 160 до 500 тыс. рублей с 1 апреля 2015 года. В случае повышения тарифов с 1 апреля 2015 года минимум на 20-25% значение показателя убыточности составит 98-101%. В РСА отмечают, что размер повышения тарифов и территориальных коэффициентов в апреле 2015 года вслед за повышением лимитов по жизни и здоровью решит судьбу рынка ОСАГО.

Цифра:

На 20-25%, по мнению страховщиков, следует повысить тариф по ОСАГО.

Интересно:

К эксперименту готовы

С 1 июля 2015 года заключение договора ОСАГО будет возможно в виде электронного документа. В настоящее время сотрудник ГИБДД проверяет наличие полиса ОСАГО на дороге при остановке ТС, при этом водитель имеет на руках защищенный бланк полиса. Когда появится электронный полис, то у водителя на руках фактически будет только распечатка на простой бумаге, электронный же формат проверки без спецсредств невозможен без технологических решений. Отсутствие факта проверки наличия полиса может привести к увеличению числа автовладельцев, ответственность которых не застрахована, отмечают в РСА. В связи с этим до запуска услуги по оформлению полисов через Интернет необходимо наладить взаимодействие между базами данных РСА и ГИБДД, чтобы инспекторы без труда могли проверить подлинность оформленного в электронном виде полиса. Этим в ближайшее время планирует заниматься РСА.

полис ОСАГО

фото: “Площадь Свободы”

Ксения Новайкина, газета “Площадь Свободы”

фото: из открытых источников