На прошлой неделе в гордуме состоялось расширенное заседание рабочей группы по въездному туризму в Тольятти.
Сегодня 98% туристических визитов в город проходит по скупому маршруту: музей техники ВАЗа и парковый комплекс им. Сахарова. Иногда гости города под руку с экскурсоводами навещают памятник В.Н. Татищеву. Все остальное для прибывающих в Тольятти туристов остается загадкой. И разгадать ее они могут, только утруждая себя поисками в разрозненном информационном пространстве города.
Минуя музеи
Со стороны экскурсоводов была высказана претензия, что тольяттинские культурные учреждения довольно пассивны в отношении привлечения иногородних клиентов. В частности, даже не делают рассылку анонсов своих мероприятий по турагентам.
Замдиректора Тольяттинского краеведческого музея в ответ возмутилась, что попытки сотрудничать с турагентами были, но сначала тем не понравилась скучноватая стилистика анонсов музеев. После изменения анонсов турагенты и вовсе сказали, что само название «краеведческий музей» не кажется интересным. Также их не устраивали условия экономических взаимоотношений с музеями.
Представители администрации города отметили, что афиша всех городских культурных мероприятий доступна на сайте мэрии. Однако сложно представить, чтобы турист обращался к такому официальному ресурсу, планируя отдых. Но если для туроператоров важно позаботиться о своих клиентах, то у них есть возможность найти данную информацию.
Пока что россияне, посещая Тольятти, чаще обращаются либо к федеральному сетевому помощнику, либо к местным развлекательным порталам, где вся информация публикуется на правах рекламы. А у муниципальных культурных учреждений нет бюджета для рекламного продвижения мероприятий.
Фестивали за свой счет
Единственный фестиваль, проходящий в Тольятти за счет бюджета, — гастрономический фестиваль «Рыба моя». А событийный туризм — один из ключевых факторов туристической привлекательности местности. Присутствующие на мероприятии организаторы внебюджетных мероприятий отмечают, что хоть их деятельность и является коммерческой, но по сути зачастую становится убыточной. Попытки просить помощи у государства на всех уровнях тщетны. Любая муниципальная поддержка частных фестивалей, как культурных, так и спортивных, чревата для муниципалитета проверками прокуратуры и других надзорных ведомств. Данный формат поддержки является слишком коррупциогенным.
«Люстрировать!»
Самой горячей темой заседания стал кадровый вопрос. В один голос профессионалы культурной области отмечали, что развитие города зависит от энтузиастов. А сегодня из города уезжают лучшие выпускники и высококвалифицированные специалисты. Плюс ко всему нерациональные кадровые решения принимаются со стороны руководителей культурных ведомств.
Присутствовавший на заседании журналист заострил внимание на этой проблеме. В частности, на том, что кураторы музея «Наследие» вместе с его основательницей были лишены своих должностей по сумасбродному решению вчерашней мэрии. В какой-то момент журналист попросил подвергнуть люстрации всю андреевскую команду, пребывающую в актуальном составе городской администрации. После этих слов председатель департамента культуры Татьяна Панюшкина и руководитель управления международных и межрегиональных связей Наталья Христ объявили, что поведение журналиста некорректно, и покинули городскую думу.
На заседании было принято решение организовать общественный совет города по культуре. Внутри данной инициативы выработать механизм, при котором городским властям необходимо учитывать мнение совета при назначении и увольнении управляющего аппарата ключевых учреждений культуры города, чтобы исключить попадание туда случайных и малокомпетентных людей.
Куда деньги ушли?
Также на заседании принято решение настаивать на прозрачной деятельности бюджетных культурных учреждений. Причиной данного решения стала в том числе ситуация с оцифровкой музейных собраний. В муниципальной программе «Культура Тольятти» уже более десяти лет тому назад появилась данная статья расходов, на которую ежегодно выделяются немалые деньги из городского бюджета. Но где можно увидеть результаты этой работы, горожане даже не подозревают.
Музеолог, основательница музея «Наследие»:
Стыдно показывать это туристам
Традиционно самыми действенными символами города являются личности. Как Петр I для Петербурга, королева — для Англии, Данила-мастер — для Урала… У нас тоже есть свои символы. Но мы с ними работаем просто в мемориальных рамках: проводим мероприятия, когда нужно вспомнить человека. Но ценностный материал этой личности никак не используется.
У нас есть центр города Тольятти — 53-й квартал, рядом с мэрией города. В 50-е годы он формировался как административно-культурный центр. Там были первая баня, первый магазин, кинотеатр. Сейчас территория безнадзорная. Она превратилась из центра в задворки. В пяти минутах ходьбы от мэрии развивается полукриминальная среда.
На проезде Репина есть дом Репина. Это такое имя! А мы вообще его нигде и никак в городе не используем. Экскурсоводам на самом деле стыдно показывать туристам эту захламленную заброшенную территорию.
Имидж Ставрополя и Жигулей исторически считался разбойничьим. Это действительно было так. В старых путеводителях Ставрополь описывается как ничего из себя не представляющий город. Репин стал первым человеком, который провел ребрендинг нашей территории. Это очень важно! Он докладывал князю, что Жигули и Ставрополь — больше не разбойничьи территории, а сокровище Волги. Его же фраза из воспоминаний: «Мы спрятали револьверы и убрали баррикады от дверей. Потому что ставропольчане — очень добродушные и приветливые люди».
Андрей Окунев, «Площадь Свободы»
mail-ps@mail.ru