День строителя совершенно справедливо считается в Тольятти третьим по значимости профессиональным праздником, ведь город возводился ускоренными темпами. Уважения к этим людям зачастую не меньше, чем к машиностроителям или химикам, так как без них не было бы крупных предприятий, жилых домов, детских садов, больниц, школ и прочих объектов, которые до сих пор служат городу, хоть и нуждаются в реконструкции и заботе.
К сожалению, в текущем десятилетии строительная отрасль переживает не лучшие времена. Многоэтажки и торговые центры продолжают возводить, рассчитывая получить прибыль с продажи или аренды площадей, а вот социальные объекты оказались на втором плане. Даже целые микрорайоны стали появляться, в которых нет поликлиник, детских садов, школ, да и с местами под парковку в городе прямо беда. Другое дело, что в этом виноваты не строители, а недостаточное бюджетное финансирование и еще те, кто в погоне за сиюминутной выгодой предпочитают не думать о социальной ответственности.
В преддверии праздника мы пообщались с Аркадием Эстриным, который в период с 2000-го по 2003 годы был заместителем мэра Николая Уткина по строительству и возглавлял соответствующий департамент.
– Аркадий Петрович, насколько динамично, на ваш взгляд, развивается строительная отрасль в нашем городе?
– В настоящее время могу лишь поделиться своими наблюдениями со стороны. Строители успешно трудятся на «КуйбышевАзоте», увеличивая мощности и номенклатуру выпуска продукции, выполняют большой объем работ на площадке крупнейшего производителя аммиака – «Тольяттиазота». Это с одной стороны, а с другой – мы имеем серьезные проблемы в отрасли, поскольку формируются отряды обманутых дольщиков, жители справедливо возмущаются по поводу сроков и качества капитального ремонта, продолжают возникать конфликтные ситуации с администрацией при строительстве объектов на застроенной территории.
– Негативные процессы, которых вы коснулись, – это случайность или закономерность для Тольятти?
– Они не только город, но и всю страну затрагивают, ведь коррупция, злоупотребление полномочиями, воровство стали нормой. Осуждены или находятся под следствием руководители-строители администрации Тольятти, фонда капитального ремонта области, руководители подрядных организаций. Бюрократия при получении технических условий и различных согласований зашкаливает. При смене руководителя области происходит и передел рынка строительных подрядов, финансируемых из бюджета. Профессиональный уровень как рабочих, так и руководителей из года в год снижается, что, конечно, сказывается на качестве работ.
В администрации города отсутствует служба заказчика – обязательное в силу федерального законодательства подразделение. Это ведет к тому, что мы имеем не проектную документацию, а картинки (пример – сквер в честь 50-летия АВТОВАЗа) и низкое качество работ, когда лестницы проваливаются на набережной Комсомольского района, а в новых детских садиках кровли текут.
– В городе существует какая-либо градостроительная политика, и если да, то в чем она заключается?
– Конечно, градостроительная политика есть! Она продекларирована в различных документах (например, в генеральном плане, проектах планировок), предполагающих устойчивое развитие территорий. Это значит, что, кроме жилья, необходимо возведение объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктур для жизнедеятельности людей, согласно градостроительным нормативам. Эта политика, без конкретных показателей и критериев, напоминает кричалки к советским праздникам: «Давайте жить хорошо!» В то же время в градостроительной документации изначально администрация планирует количество мест в школах, детских садах, поликлиниках на 20-40 процентов меньше, чем по нормативам, а такие объекты, как библиотеки, музеи, крытые спортивные сооружения, объекты соцзащиты, дополнительного образования – вообще не планируются. Площадь придомовых территорий меньше, чем по нормативу, до четырех раз.
Политика властей в сторону ухудшения условий жизни людей осуществляется и на застроенных территориях. Как пример, вместо кинотеатра «Авангард» власти упорно проталкивают то жилой дом, то очередной торговый центр, несмотря на то, что в этом и соседних кварталах совершенно нет объектов культуры. Объяснение, что это жилая зона и они (чиновники) ничего не могут поделать, не выдерживает никакой критики. Администрации наплевать, что есть градостроительные нормативы проектирования территорий, а общественные интересы не особенно хочется учитывать и выслушивать.
– Можно поподробнее про ситуацию с застройкой на месте «Авангарда»? Вроде бы власти хотят помочь жителям, но не могут?
– Можно ли себе представить квартал, застроенный одними жилыми домами, и утверждать, что это нормально? Думаю, нет. Есть градостроительные нормативы, согласно которым в пешеходной доступности с жилыми домами должны быть садики, школы, поликлиника, крытые спортивные сооружения, объекты культуры, социальная защита, библиотеки, стоянки для машин и так далее. Где и у кого посмотреть этот расчет? Он должен был быть в генплане, но его нет! Он должен был учитываться, когда администрация и дума в правилах застройки увеличили этажность квартала, но этого обоснования тоже нет. Может, в проекте планировки этот расчет есть? Тоже нет!
Собственник земельного участка выполнил проект 12-этажного дома и получил положительное заключение экспертизы. Администрация разводит руками: мол, ничего сделать не можем. А то, что проект выполнен, как будто дом расположен в чистом поле, никого не волнует. Мусорные баки, с нарушением всех санитарных норм – под окнами соседних домов. Инсоляцию жилых зданий в существующей застройке никто не проверял, а стоянки для автомашин предлагали выполнить за 200-300 метров от дома у других объектов, за счет общественных территорий. Администрация воспрепятствовала получению документации. Думаю, что и с торговым центром ситуация такая же. Чиновники лицемерят.
– Пользуясь случаем, хочу затронуть тему строительства жилых вставок между домами. Все помнят историю, когда пришлось расселять первый подъезд дома № 55 по улице Ворошилова, а сейчас схожая ситуация (правда, пока не столь критичная) возникла в 16-м квартале. Почему так происходит? Все жилые вставки опасны?
– С технической стороны все просто: плохие изыскания, брак в проектных работах или строители что-то намудрили. А вот почему администрация разрешила строить эти вставки – действительно интересный вопрос. Любой дом – это объект недвижимости, за которым закреплен участок. Распорядителями земли являются собственники квартир. Возникает вопрос: а мэрия спрашивала у них разрешение на возможность построить вставку? Есть и другие вопросы. При строительстве кто-нибудь делал расчеты относительно того, хватает ли стоянок для автомашин, зеленых насаждений, детских площадок? Получается, что сама мэрия насоздает проблем, а потом умывает руки, якобы она ни при чем.
– Стоит ли тольяттинцам ждать каких-либо изменений в лучшую сторону?
– Ответ в информации, что за пять месяцев население города уменьшилось на 2,5 тысячи человек. Процессы, связанные с улучшением жизни, требуют грамотных специалистов (а их нет), практического вовлечения заинтересованных граждан (например, велосипедистов) и некоммерческих организаций в принятие решений по градостроительным проблемам (а их игнорируют), открытых, честных, понятных обсуждений проблем с обратной связью – этого тоже нет.
– Что пожелаете строителям накануне праздника?
– Честно и добросовестно выполнять свои обязанности. Чтобы работа приносила удовлетворение, а люди только благодарили.
Александр Казаков, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 30 (1261) 09.08.19
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362