Старые покрышки нельзя выбросить, сжечь, закопать: Штраф до 250 000 рублей

автомобильные шины

Едва сошел снег в тольяттинских дворах, как общественники принялись за ежегодное обустройство придомовых территорий: разбить клумбу, покрасить заборчик, обиходить газон рядом с подъездом. Не только красоты ради, но и порядка для – чтобы оградить территорию от автомобилистов, так и норовящих поставить машины на травку под окошко. Только вот жалуются активисты на управляющие компании, которые взялись подчистую выкорчевывать с тольяттинских дворов покрышки, многие годы служившие ограждением для цветников, да убирать со стихийных клумб лебедей, вырезанных из автомобильных шин. Жалко людям такую красоту. Чего это коммунальщики своевольничают? Не они ставили, не им и выкидывать!

Шине во дворе не место

Журналисты «Площадь СВОБОДЫ» выяснили, что УК вправе удалять из тольяттинских дворов и с придомовых территорий все виды шинного дизайна. В 2021 году государство запретило использовать автомобильные покрышки во дворах и на газонах для создания различных скульптур и ограждений. Также категорически запрещено сооружать из покрышек укрепления для берега, создавать из них спортивные тренажеры и детские аттракционы.

лебеди из шин во дворе
фото: «Вольный город Тольятти»

Часть 1 статьи 8.2 КоАП запрещает использование старых резиновых покрышек для украшений и оборудования дворов, садов, улиц и т. д. и вводит административное наказание для физических и юридических лиц – штраф. Например, собственники земельных участков (того же многоквартирного дома), которые из покрышек сделали клумбы, будут выплачивать штраф до 2 тыс. рублей. Если нарушение не будет устранено или же повторится, штраф возрастет до 3 тыс. рублей. Юридические же лица (а таковым выступает УК) заплатят гораздо больше: их могут наказать на 100-250 тыс. рублей. Таким образом, теперь необходимо срочно убрать колеса во дворах, на приусадебных и земельных участках.

Ни сжечь, ни закопать

Но куда же автомобилистам девать использованные колеса? Этот вопрос обязательно встает перед каждым опытным автовладельцем. Может быть, просто потихоньку оставить старье у мусорного контейнера? А вот и нет. Поскольку автомобильные шины вредны для окружающей среды и относятся к промышленным отходам, попытки утилизировать их вместе с обычным мусором являются нарушением действующих экологических норм.

Распоряжением правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р с 1 января 2019 года шины относятся к отходам, захоронение которых запрещено. Согласно законодательству РФ, за незаконное захоронение и сжигание покрышек предусмотрен административный штраф – от 1 до 2 тыс. рублей для физических лиц, от 2 до 30 тыс. рублей – для должностных лиц, от 2 до 50 тыс. рублей – для индивидуальных предпринимателей и от 10 до 250 тыс. рублей – для юридических лиц. Если же при сжигании покрышек пострадала окружающая среда (к примеру, погибли животные), то нарушение и вовсе может привести к уголовной ответственности: статья 250 УК РФ предполагает штраф в размере до 80 тыс. рублей либо арест на срок до трех месяцев.

Стало быть, и на клумбу приспособить нельзя, и в мусорный контейнер старую покрышку выкинуть не получится. Куда ж бедному автовладельцу податься, куда деть заезженное колесо? Ситуация, как правило, усложняется тем, что переработчики автомобильной резины не принимают вторсырье у обычных граждан – только у юридических лиц. Поэтому, наверное, самый простой способ утилизации потрепанных шин для обычного человека – сдать их в утиль на шиномонтажку. Там обычно принимают их за плату в пару сотен рублей.

Тольяттинские предприниматели решили облегчить жизнь местных автолюбителей и избавить город от старых покрышек. Недавно Поволжский шиноперерабатывающий завод объявил, что рядом со зданием № 34 по улице Северной, что расположено в Автозаводском районе города, установлен специальный желтый контейнер, куда любой желающий может сложить отработавшие свое автомобильные покрышки. Прием ведется на безвозмездной основе. Не принимаются только крашеные и шипованные шины, покрышки от погрузчиков, крупногабаритные шины, шины самолетов (оказывается, и их привозят для утилизации).

клумба из шин во дворе
фото: «Вольный город Тольятти»

Из рваной шины в покрытие для аэродромов

Региональный оператор по вывозу мусора не имеет права отправлять автомобильные шины на обычный полигон для твердых бытовых отходов. Их обычно либо перерабатывают в крошку для вторичного использования, либо сжигают без доступа воздуха и вреда для экологии в специальных пиролизных печах. В Тольятти как минимум две организации занимаются переработкой старых автопокрышек – «ЭкоРесурсПоволжье» и Поволжский шиноперерабатывающий завод. Обе компании используют первый метод утилизации.

Полученную из автопокрышек резиновую крошку пускают на изготовление множества полезных вещей, от обычных резиновых ковриков и начинки для набивания боксерских груш до кровельных гидроизоляционных материалов и покрытий для аэродромов. Существует также технология, при которой крошку добавляют в резиновую смесь при изготовлении новых шин. Именно по этой причине старые покрышки вполне могут заинтересовать работающих в нашей стране шинников. И наконец, набирает обороты технология добавления крошки в асфальт, что, как известно, в несколько раз повышает его износостойкость. Так что не спешите прикопать старые колеса на собственном дачном участке, а подарите им вторую жизнь с пользой для экологии.

Факт

Считается, что даже одна брошенная покрышка отравляет почву на территории примерно 50 кв. метров в округе. При нагревании на солнце, под воздействием влаги и времени в окружающую среду попадает выделяемый из шин бензапирен (вещество I класса опасности), а также нитрозамины (канцерогены, мутагены), вызывающие онкологические заболевания.

Справка

Старые автомобильные шины относятся к отходам IV класса опасности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и не могут быть размещены на территории жилых домов и детских площадок (согласно ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности»; ФККО, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242).

Алла Мишина, «Площадь СВОБОДЫ», mail-ps@mail.ru
Оригинал статьи опубликован в газете «Площадь СВОБОДЫ»