Стали известны предварительные планы АВТОВАЗа

конвейер по сборке машины LADA Niva Travel

Со вчерашнего дня ожили линии Granta и Niva, сосредоточившись на выпуске модели Niva Legend.

Пока сообщается только о трех днях работы – 16, 17, 18 марта. 14 и 15 марта были объявлены днями простоя с выплатой 2/3 от среднего заработка. Линия B0 (Lada Xray, Lada Largus, Renault Sandero и Logan) останется в режиме простоя с 14 по 18 марта с выплатой 2/3 среднего заработка. Что касается завода в Ижевске, то он продолжит мероприятия по запуску новой Lada Vesta. Персонал, не задействованный в этих процессах, также останется в режиме простоя 14-18 марта с выплатой 2/3 среднего заработка.

При подготовке номера в печать редакции газеты «Площадь Свободы» стали известны предварительные планы Волжского автозавода по запуску производства на своих сборочных конвейерах с 21 марта 2022 года. Предполагается производство автомобилей на платформе В0 (Xray, Largus, Sandero, Logan) в объеме 50% от обычной суточной загрузки, что подразумевает работу в одну смену из двух, с пересмотром количества по моделям. Сборка товарных автомобилей на линиях выпуска семейства Niva и Granta тоже будет производиться с корректировкой по количеству и моделям. ООО «ЛАДА Ижевск» планирует возобновить выпуск LADA Vesta с 21 марта 2022 года с уменьшением суточного плана сборки.

С 4 апреля АВТОВАЗ отправляет своих сотрудников на три недели в корпоративный отпуск вместо привычного летнего отдыха в конце июля – начале августа. Такое решение было принято руководством компании «в связи с продолжающимся кризисом в поставках электронных компонентов и с целью недопущения значительного сокращения заработка сотрудников», – говорится в официальном сообщении.

Дефицит комплектующих

Действительно, приостановка производства и сокращение выпуска автомобилей обусловлены продолжающимся дефицитом электронных компонентов, преимущественно блоков управления ABS, к которому добавилась нехватка других комплектующих, таких как жгуты проводов, генераторы, стартеры и даже колесные болты. Единственными моделями, на выпуск которых никак не могут повлиять западные санкции – это внедорожники «Нива» (классическая Niva Legend и ее преемник Niva Travel). Поскольку электроники в обеих моделях минимум, а имеющуюся можно быстро заменить или демонтировать. Все остальные автомобили Lada (в том числе Vesta и Granta) обеспечиваются комплектующими через французский концерн.

Поставки организованы таким образом, что Renault выступает буфером между производителями комплектующих и АВТОВАЗом. «Сначала Renault закупает большие объемы у конкретных поставщиков, а затем распределяет детали по всему миру», – отмечают инсайдеры. Цепочки поставок для легковых автомобилей Lada быстро продублировать едва ли удастся, поэтому возможные ограничения со стороны Renault приведут к простоям. По данным журнала «Русский автомобиль», вопрос о дальнейшем сотрудничестве АВТОВАЗа и Renault будет решаться на уровне президента Франции. Напомним, что 10 апреля текущего года Макрон или останется, или уйдет в результате президентских выборов. Ситуация с политикой Renault, предположительно, зависнет до середины следующего месяца, что скажется на работе всех подразделений АВТОВАЗа.

Надежда на государство

В это же время выйти из сложной ситуации компании помогут меры поддержки правительства РФ, которые сейчас активно разрабатываются.

– Мы детально занимаемся тем, что помогаем предприятию разрешить эти проблемы. К вопросу подключено правительство РФ, Министерство промышленности России, Министерство труда и занятости РФ. На днях в Москве мне удалось переговорить с министром труда. Мы превентивно обсудили меры поддержки трудового коллектива, чтобы они были готовы, если понадобятся. При этом буквально в ежедневном режиме ситуация на АВТОВАЗе мониторится не только региональным правительством, но и Министерством промышленности РФ. Ожидается, что принятые меры позволят АВТОВАЗу возобновить производство, – заявил губернатор Самарской области Дмитрий Азаров.

Чье хозяйство?

В связи с этим ключевым становится вопрос: градообразующее предприятие Тольятти – российское или французское? Очень непраздный вопрос в настоящее время. По последней информации, до конца 2021 года владельцем автопроизводителя была нидерландская компания Alliance Rostec Auto B.V., принадлежащая «Ростеху» (32%) и Renault Group (68%). В конце 2021 года завершился переход 100% акций АВТОВАЗа в российскую юрисдикцию, под эгиду московского ООО «ЛадаАвтоХолдинг», доли акционеров в котором не изменились – 32% и 68%.

За комментариями и разъяснениями газета «Площадь Свободы» обратилась к доктору экономических наук Сергею Михайлову. По его мнению, в случае выхода французов из состава акционеров автомобильного предприятия произойдет нарушение строки договора о сохранении рабочих мест при любых условиях и обстоятельствах. Поддержав западные санкции против России, они утратят права на автогигант в Тольятти. Скорее всего, он будет национализирован. То есть помощи нам стоит ждать именно от президента России, а не от нового президента Франции.

Что касается поставщиков, то этот вопрос станет краеугольным камнем в дальнейшем существовании АВТОВАЗа. Бывшие российские поставщики уже рассматривают возвращение к сотрудничеству, которое когда-то было прервано в угоду западных акционеров. Главная проблема в том, что на возрождение цепочки производства и поставки запчастей из России потребуется и время, и деньги. Учитывая нынешнее трудное положение банковской сферы, уповать приходится только на государственную поддержку.

Как вариант временного поставщика можно рассматривать предприятия Китая. Главное, чтобы это временное не стало постоянным, и мы опять не оказались в зависимости, на этот раз от восточного соседа.

Факт

Угроза санкций и ослабление российской валюты уже привели к рекордному повышению цен на автомобили Lada. С 1 марта 2022 года АВТОВАЗ резко увеличил рекомендуемые розничные цены: прибавка составила 14-30% или 63-247 тыс. рублей. А вчера на официальном сайте АВТОВАЗа розничный ценник для всех моделей LADA снова обновился. В среднем прибавка составила 7% или порядка 80 тыс. рублей. Однако на данный момент большинство дилеров завода приостановили продажи машин.

Людмила Кислицына, газета «Площадь Свободы»