Сразу стало как-то грустно

цветение Волги летом
фото: соцсети

Снежные метели, захватившие город, меньше всего наводят на мысль о жарком июле и неизбежном в это время года цветении воды.

Тем не менее, в Тольяттинский краеведческий музей сквозь пургу добрались столько заинтересованных темой, что едва не превышено было ограничение по наполняемости зала. Где кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института экологии Волжского бассейна РАН Наталья Тарасова рассказала, чем вызывается цветение воды в водохранилище и как с этим бороться.

Причиной бедствия Наталья Геннадьевна назвала, конечно, человека. Цианопрокариоты – так по-научному называются сине-зеленые водоросли. Они были на планете первыми организмами, начавшими создавать органическое вещество и выделять в атмосферу кислород. То есть запустили процесс фотосинтеза на Земле.

Эти скромные бактерии создали гетеротрофный тип питания – за счет поглощения органических веществ, и аэробное дыхание – с использованием кислорода для получения энергии. Они же поспособствовали созданию столь необходимого нам сейчас озонового слоя.

Цианопрокариоты испокон века жили в водоемах среди других водорослей, любили высокую температуру и медленное течение. Пока не появился человек, которому свойственно проблемы сначала создавать, а потом их решать.

– Сегодня Волги нет – есть каскад из девяти водохранилищ. Температура воды повысилась, средние глубины, как и скорость течения, понизились. Огромное количество органических веществ поступает в Волгу из населенных пунктов, среди которых – города-миллионники. Поэтому все наши водохранилища цветут.

Сине-зеленые водоросли питаются азотом и фосфором. И живут во всех водохранилищах, не только на Волге, но и на Днепре и Дону. За способ избавиться от напасти на самом от нее страдающем и южном Цимлянском водохранилище был обещан миллион, но он остался невостребованным.

– Решить эту проблему сегодня невозможно.

Правда, по словам Тарасовой, в Европе и Америке ее решили. Парадокс? Все очень просто:

– Они перестали выпускать порошки, содержащие фосфор. Помогло: Рейн не цветет, Великие Американские озера не цветут.

Другим вероятным способом решения проблемы стала бы совершенная система водоочистки. А вот такой процесс, как альголизация, то есть уничтожение цианопрокариотов штаммами другой водоросли – хлореллы, по словам Тарасовой:

– Шарлатанство чистой воды!

Если погуглить эти понятия в сети, то окажется, что целые министерства считали сей метод «современным инструментом для решения вопросов экологизации»! Впервые его начали применять в 1998 году на Пензенском водохранилище. Правда, на одиннадцатом съезде гидробиологического общества при РАН в 2014 году принято решение считать метод альголизации ложным и наносящим значительный ущерб гидробиологии. Тем не менее, по словам докладчика, «хлореллобум» продолжается до сих пор.

– Якобы она всё лечит. Как мне рассказывал васильевский батюшка, и ожоги, и аллергии, просто панацея какая-то…

Разработчик метода, некий господин Богданов, приехавший, по словам Натальи Тарасовой, из Средней Азии, предлагает по весне запускать хлореллу под лед, чтобы она выела весь азот с фосфором, вследствие чего сине-зеленые водоросли просто погибли бы от голода.

Попытку альголизации Большого Васильевского озера в 2013 году Тарасова назвала шоу. Столь же скептично ученая отозвалась о разработке специалистами ООО «Биотехкомп», некой экспериментальной установки по переработке сине-зеленых водорослей в удобрения. В 2019 году компания стала резидентом технопарка «Жигулевская долина», и разработка была поддержана и широко разрекламирована.

Тарасова спросила автора изобретения Евгения Кутузова: неужели он собирается вносить в почву вместе с полученными удобрениями кучу ядовитых веществ, цианотоксинов, которые образуются в сине-зеленых водорослях? Тот ответил, что водоросли будут подвергаться воздействию высоких температур и давления. Чем не убедил.

Студенты ТГУ предложили отсыпать берега водохранилища специальным грунтом и засадить камышом – макрофитом, который мог бы очистить воду от вредных солей.

– За сутки уровень воды в водохранилище изменяется на пять метров!

На вопрос, какие-же перспективы видят ученые, Наталья Геннадьевна ответила:

– Пока в водоем поступает такое огромное количество органики, процесс никогда не прекратится.

Сразу стало как-то грустно…

Надежда Бикулова, газета «Вольный город Тольятти»

мертвая рыба в зеленой воде на Волге
фото: соцсети