Афиша тольяттинского драматического театра «Колесо» пополнилась документальным спектаклем «Колёса», посвященным 50-летию АВТОВАЗа.
Документальный спектакль – жанр для театра редкий и, пожалуй, премьерный для «Колеса». И именно он привлек в этот вечер января в зрительный зал столько долгожданных и значимых для постановочной команды зрителей – ветеранов автозавода, который изменил жизнь города и страны на долгие годы. Ведь и сценарист, и художник, и режиссер-постановщик, и актеры решились говорить об их судьбах, вспоминать о событиях, которыми жил автомобильный гигант в разные годы своей большой истории. А это ответственная и очень сложная задача, решение которой в случае неудачи могло обрушиться неприятием участников исторической автомобилестроительной истории. Но этого, кажется, не произошло.
Несмотря на хроникальность постановки, на огромный пласт кинофрагментов разных лет, актеры умудрились отогреть исторический экскурс до температуры привязанностей, интереса, даже любви приехавших когда-то на будущий автогигант людей.
Балет, балет
«Маленькие лебеди» привычно оттанцевали всех генсеков в таком концентрате времени, что главный герой сценария, первый генеральный завода Виктор Поляков, успел состариться и уйти в мир непревзойденных в этом поле человеческих величин за одно действие без антрактов и театрального буфета. Так режиссер театра и кино Владимир Рузанов справился с пятидесятью годами успехов и поражений завода. Так актеру Андрею Чураеву удалось примерить на себя судьбу великой личности. Наверное, никто не сравнивал и не пытался сравнить артистический тип Андрея с авторитетным прототипом. Но актеру точно удалось так деликатно пройтись по полям исторических хроник, что имя Виктора Полякова осталось для каждого знавшего его или хотя бы читавшего о нем своим, особенным, практически совершенным.
На сцене – LADA
Конечно, исторический, документальный формат спектакля-хроники потребовал и своего особенного сценографического решения. И для этого художнику, номинанту Всероссийской национальной театральной премии «Золотая маска» Елене Сорочайкиной потребовались атрибуты времени. Точнее, времен. И это не только старая газета в руках персонажа, из которой герои Петра Касатьева и Александра Двинского когда-то узнали о строительстве века на волжских берегах. Это подлинные улыбки с фотопортретов героев ВАЗа на сцене, это автомобиль, который в спектакле стал полноценным персонажем одного очень короткого лирического эпизода.
А еще Елене пришлось показать время в костюмах героев, и особенно героинь. И это костюмное ностальжи буквально гуляло по залу: ветераны вспоминали о своем не только по фотохронике, но и по фасонам и прическам, которые так преобразили актрис двадцать первого века Ольгу Вольскую, Нину Кучерук, Дину Касатьеву, Галину Злобину, Юлию Кирееву.
Кажется, театр выполнил свою задачу хотя бы потому, что после премьеры зритель говорил не только об этих актерских работах и приемах режиссера, но и о вазовских судьбах, о сегодняшнем дне завода, которому стукнуло полвека, и конечно, о его будущем.
Марта Тонова, газета «Площадь Свободы»