Спектакль «Касатка» Молодежного драматического театра Тольятти – новая режиссерская работа Олега Толоченко

сцена из спектакля "Касатка"
фото: «Площадь Свободы»

Какой театр хотя бы в один из своих сезонов не баловал зрителей «Касаткой»?

Вопрос почти риторический. Простая пьеса про русскую любовь с гарантированным хэппи-эндом по-нашему решается на разных театральных подмостках то стопроцентным классическим прочтением пьесы Толстого, то поиском современной формы и оригинальной сценической новизны на фоне вечного разговора про любовь…

За грехи наши

Режиссер Толоченко как будто начинает спектакль в МДТ как раз с последнего: будто бы с поиска формы. Длинная, я бы сказала затянутая, и мрачная прелюдия «Касатки» пытается то ли напугать нас адовыми муками за грехи наши и не наши, то ли угадать в грядущем сюжете комедию, которая плохо начинается и хорошо заканчивается.

Начинается уж точно плохо. По крайней мере, для самой Касатки (актриса Екатерина Бутко): массовка с белыми скелетами на черных трико принимает главную героиню в свою адову тусовку и дает ей произвести несколько околобалетных па в преисподней. Смешат ли этой задымленной прелюдией подготовленного зрителя или страшат неподготовленного, наверное, каждый решит сам. Признаюсь честно, мне на этот вопрос ответить не удалось.

Простая история

Дальше – проще. Без экспериментов. В классику. Из мрачного символического ада – в гостиницу. В нумера. К бывшей артисточке Марье Семеновне Косаревой и к князю Анатолию Петровичу Бельскому.

У них любовь. Так думает Маша, которая когда-то назвала себя для сцены Касаткой. Актриса Екатерина Бутко рисует свою Машу иронично, иногда жестко, но в общем просто, невольно вступая в очевидный диссонанс с ее партнером и любовником Бельским от артиста Антона Шибанова. Шибанов «дежурит» по Бельскому, он водевилит в ностальгических сценах про запахи деревенской жизни и тетушкино незамысловатое провинциально счастье. Шибанов-Бельский, не напрягаясь, отрабатывает рисунок и делает заданные узелки по режиссерской канве. Я ищу узелкам на той канве мое зрительское оправдание.

Может быть, оно есть. И то сказать: у слегка опереточного героя Антона Шибанова тридцать два года от рождения его позади. Он устал от забав, проигрался в дым, промотал состояние, знает, что не любит женщину, которая обогрела своей почудившейся любовью…

Вторит Шибанову-Бельскому незамысловатым актерским утряжем горничная Дуняша Яны Сараевой. Как-то и Дуняшей ее в этих эпизодах не назовешь. Скорее Дунькой, да простит меня автор пиесы.

А вот Абраму Желтухину с артистом Алексеем Клименко, мне кажется, повезло. Как повезло и Варваре Ивановне с народной артисткой Натальей Дроздовой. Впрочем, в этом сюжете всем и во всем повезло: каждому досталось по любви.

Наталья Харитонова, газета «Площадь Свободы»