– 15 рублей ассигнациями дам вам! – предлагал бывший чиновник.
– Ой, я не знаю, мертвыми душами еще не торговала, – отвечала ему старуха.
– Какое вам с них потребление?
– Авось в хозяйстве пригодятся…
– Мертвые в хозяйстве?! Воробьев разве пугать по ночам в вашем огороде, что ли?
Помимо ярких диалогов в духе русского колоритного гоголевского стиля, актеры еще и пели. Пропели… «Мертвые души». Это я о театре «Дилижанс» и его постановке про Чичикова. Мне кажется, Николай Гоголь был бы в восторге от такого прочтения знаменитой поэмы.
Актуально, свежо, с претензией. Как осмелиться отдать Павла Чичикова на исполнение женщине? Это надо быть очень передовых взглядов. И осмелились, взглянули. Главное, получилось-то хорошо. Вы спросите, как? Изысканно? Натурально? С эстетикой? Нет. Получилось профессионально. И всё в местном «Дилижансе»? Да. Невозможно подумать, что это провинциальный театр.
Почти три года здесь ставят драматический концерт в двух частях «Чичиковlive».
Спеть «Мертвые души» кажется немыслимым. Но перед нами – красивые парни и девушки. У каждого свой инструмент: гармонь, гитара, синтезатор, барабанная установка, скрипка и… голос.
Напомню, начало классической поэмы начиналось с песни. Мощно и правдиво:
– Вон оно, какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо в Москву или не доедет?
– Доедет!
– А в Казань-то, я думаю, не доедет?
– А в Казань не доедет!
Кстати, в начале спектакля нас поприветствовал худрук Виктор Мартынов, он же задействован и в постановке. Так вот, режиссер разрешил снимать и фотографировать всё действие и активно участвовать.
– Кто у нас впервые на Чичикове? – спросил он.
Меньше половины зала подняли руки. Многие горожане, что меня очень удивило, пришли на спектакль в третий, а некоторые – даже в четвертый раз. Что это значит? Правильно, так зацепили актеры своей игрой, что не надоедает смотреть многократно.
В принципе, я бы тоже сходила еще раз. Только уже для того, чтобы разглядеть, понаблюдать за актрисой Ириной Храмковой, которая воплотилась в самого Павла Чичикова. Несмотря на свои миниатюрность и хрупкость, она была на удивление… впечатана в роль. Будто для нее и писали.
Нет, это не дородный коллежский советник с бакенбардами, щеками, пузом и слащавой улыбкой. Это циничный, саркастичный, хитроумный, местами злой и нахальный бизнесмен. Он диктует свои условия на рынке, торгуется, спорит, играет… Не могу не процитировать еще один диалог.
– Позвольте вас попросить расположиться в этих креслах, – сказал ему Манилов. – Здесь вам будет попокойнее.
– Позвольте, я сяду на стуле.
– Позвольте вам этого не позволить, – ответил Манилов с улыбкой.
Правда, Чичиков – это она. Если попадете на постановку, обязательно обратите внимание на грим актрисы, прическу и строгий, стильный брючный костюм. На острые жесты телом, дергания руками, мимику и шепот. Да, Чичиков в спектакле шептал с хрипотцой, пугал, а сам побаивался крестов.
Задумали его в виде черта, беса. Ну, а кто, собственно, он? Проходимец, скупающий уже мертвые души по ревизской сказке. Помните: один умер, другой родится, а всё в дело годится…
Он замыслил скупить тысячу мертвых душ, переселить на херсонскую землю, объявить себя помещиком этого фантастического селения и потом обратить его в наличный капитал посредством залога… А впереди ему мерещилась жизнь во всех ее довольствах, чтобы, наконец, потом, со временем, вкусить непременно всё это, вот для чего береглась каждая копейка.
Понимаете, Чичиков – это очень русский персонаж. Он не просто проходимец или алчный делец. Он, с другой стороны, чрезвычайно открытый, искренний человек, не без способностей в разных сферах жизни. Недаром Гоголь назвал своего героя приобретателем. Очень емкое слово.
Павел Иванович приобретает мертвые души, отношения с окружающими: помещиками, губернатором. Ему не столько важен результат, сколько интересно придумать или обхитрить.
Придумывать и обходить – это ведь часть русского генетического кода. Чем мы все занимаемся? Мы как-то крутимся, живем, ищем, где лучше, где выгоднее. Он – делец с предпринимательской хваткой. Лепит состояние из песка. Сейчас бы про такого современника сказали:
– С минимальными вложениями открыл свой проект, рассчитывая на сторонние инвестиции.
И да, он рассчитал минимальные риски, вложился в… усопшие души. Такая идея для стартапа: бизнес для небогатых и осторожных.
В наше время мы все заняты придумыванием и приобретением: денег, отношений, любви к себе. И если разобраться, это хорошая черта, она не позволяет нам сдаваться и бездействовать. Гоголь лишь описал тип национального характера – открытый и предприимчивый…
А чтобы понять себя и свою страну, надо читать Пушкина, Достоевского, Чехова. И, конечно, Николая Гоголя. Его поэме о Чичикове уже более 180 лет, но с каждым годом она становится только актуальнее. Читайте классику! И ходите в театр.
Ксения Рис, газета «Вольный город Тольятти»