«Совсем обнищали – как рабы»

С 1 июля 2017 года зарплату вазовцев (кроме высшего руководства) проиндексируют на 5 процентов, о чём официально объявила пресс-служба предприятия.

Президент Николя Мор выразил уверенность, что это поможет сотрудникам и их семейным бюджетам, а председатель профсоюзного комитета Сергей Зайцев подчеркнул, что прибавка выше прогнозируемого уровня инфляции.

Вообще, ситуация неоднозначная. С одной стороны, мы слышим заявления вазовских боссов относительно того, что пик кризиса заводом преодолен и он находится на пути развития, отвоевав у конкурентов весомую долю на рынке. К примеру, в прошлом месяце завод реализовал на российском рынке 25051 автомобиль, что на 22 процента больше по сравнению с маем 2016-го. Самыми продаваемыми остаются «Гранта» (7324 автомобиля) и «Веста» (6556), причем у последней рост по сравнению с прошлым годом составил 75 процентов.

Продажи кроссовера «Икс Рей» увеличились на 80% и составили 2887 штук. В общем, информация достаточно позитивная, однако раскошелиться на более весомую, нежели 5 процентов прибавку на ВАЗе почему-то не захотели.

Если учесть, что обычные рабочие получают в среднем 20 тысяч рублей в месяц (кто-то больше, а кто-то меньше), то получается, что повышение зарплаты составит примерно тысячу рублей, которые моментально будут съедены инфляцией. Конечно, это лучше, чем ничего, однако с учетом растущих цен по-настоящему весомой была бы прибавка процентов в 15-20, однако ждать такого подарка от французов не приходится.

– Интересная у них математика, – сказал по этому поводу мой знакомый Алексей, работающий на производстве «Б ноль». – Тринадцатую и четырнадцатую зарплаты заменили подачкой в 5 тысяч рублей (ее выплатили всем вазовцам по итогам 2016 года. – Прим. авт.), а теперь вот думают, что их тысяча как-то жизнь улучшит. Половину этих денег за капремонт отдам, а на вторую – кусок мяса себе куплю и буду сидеть злой, как собака в будке – мясо свое сторожить. А вообще, у нас в цехе уже мало кто верит в какие-то улучшения. Андерссон, Мор… Кого бы ни поставили – становится только хуже. Каждый день приходят специалисты и смотрят, как бы еще сэкономить, кого бы еще сократить, перекинув его обязанности на тех, кто останется. Многие уже уволились, не желая терпеть такое отношение. Я пока думаю, хотя умом понимаю, что пора бежать!

– А куда уходят после увольнения?

– За всех не скажу, однако из тех, кого я знаю, один устроился в фирму, занимающуюся изготовлением комплектующих для ВАЗа, а другой на Север уехал помощником бурильщика работать. Сейчас, правда, вернулся, потому что зарплата разочаровала – 50 тысяч рублей в месяц. Местные за такие деньги работать не хотят, москвичи и питерцы – тоже. Вот и ищут кадры в неблагоприятных в плане экономики городах.

А вот что написала в одной из соцсетей тольяттинка по имени Мария, фамилию которой мы решили не указывать, чтобы кто-нибудь из вазовского начальства не захотел выместить злость на ее супруге:

– Не работаю на заводе, но муж там пашет. Совсем обнищали – как рабы. Всю зарплату отдаем за квартиру и садик! Когда же наконец-то люди объединятся, или нужно сидеть и бояться и голодать без нормального питания? Или мы не заслужили нормальной жизни, гробя свое здоровье?

Что ж, видимо, терпение у вазовцев постепенно кончается. К примеру, многие работники цеха штамповки № 5 вот уже две недели подряд отказываются работать в субботу, мотивируя свое решение низкой зарплатой и бездарным руководством. Последовали ли за этим какие-то репрессии – пока неизвестно, однако Николя Мор уже напомнил сотрудникам про кодекс корпоративной этики, который не допускает подобных выходок.

Кстати, в ближайшие годы численность персонала на Волжском автозаводе может сократиться еще на 4-5 тысяч человек. Для поддержки этих людей федеральное правительство выделит около 600 миллионов рублей – на переподготовку, частичное возмещение заработной платы, повышение квалификации высвобождающихся. Часть сотрудников переведут работать в индустриальный парк.

А тем временем

На этой неделе объявил бессрочную голодовку председатель независимого вазовского профсоюза «МОЛОТ» Вячеслав Шепелев, которого служба безопасности перестала пускать на территорию завода. Активист увидел в этом нарушение пункта 5 статьи 11 федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и потребовал от президента Николя Мора устранить имеющиеся нарушения. Реакции не последовало, после чего Шепелев решился на голодовку.

Автор: Тимур Калинин, «Вольный город Тольятти»

рабочий сидит на полу в цеху

фото: allday.in.ua

Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 23 (1151) 16.06.17
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362

 

фото: из открытых источников