Современный этикет: В ресторане, в театре, в лифте

эксперт по современному этикету

Татьяна Баранова – эксперт, консультант по современному этикету и деловому протоколу, автор собственного просветительского проекта «Про.Этикет».

Она впервые приехала в Тольятти из Москвы, чтобы прочесть в рамках проекта «Химия слова» лекцию на тему «Современный этикет: от оплаты счета в ресторане до голосовых сообщений в мессенджере».

– Мне очень приятно, что эта тема теперь так востребована, – призналась Татьяна, – но она настолько обширна, что мне, пожалуй, сегодня удастся только заинтересовать ею для того, чтобы вы в нее углубились…

Четкого единого мнения, что же такое этикет, нет. Из множества расплывчатых понятий автор лекции вывела следующее:

– Этикет – это принятая в обществе манера поведения или система правил социального общения в определенных повторяющихся ситуациях.

Подвидов этикета множество, немудрено в них запутаться. Например, столовый и ресторанный этикет отличаются? К первому, как всем известно, относятся правильные манеры поведения за столом. А ресторанный – это, в свою очередь, подвид присутственного этикета, к которому также относятся транспортный, театральный и другие. Поэтому в ресторане важно не только правильно пользоваться салфеткой, но и знать, например, куда поставить сумку!

А ведь это серьезнейший вопрос, как бы ни удивились мужчины. Меня вот всегда немного коробит, когда женщины, сидя в театре или на той же лекции, крепко сжимают лежащий на коленях, ладно бы ридикюльчик, а то порой нечто объемистое и бесформенное. Прямо как в трамвае, честное слово.

Впрочем, о ресторане чуть позже. Татьяна Баранова вела работу с залом, задавая вопросы, на которые не всегда был один вариант ответа. Но приятно отметить, что тольяттинцы чаще всего знали наиболее правильный вариант!

– Как вы думаете, кто первый входит в лифт, мужчина или женщина?

Слушатели предположили, что мужчина. Татьяна согласилась, что в этом есть логика. В какую-нибудь темную пещеру в древности первым заходил именно представитель сильного пола. Но лифт, во всяком случае, современный, вполне безопасен, и нет причин для дамы выражать недовольство, если мужчина пропустит ее вперед.

– А если это офисный лифт?

Разумеется, тут следует пропустить старшего по должности. Но!

– Если в обеденный перерыв перед лифтом толкучка и мало понятно, кто старший, кто подчиненный – в лифт входит первым тот, кто оказался ближе к двери, и обязательно проходит дальше, чтобы не мешать остальным.

В общественном транспорте мы сплошь и рядом наблюдаем нарушение этикета, выслушивая в подробностях перипетии личной жизни других пассажиров.

– Разумеется, нужно свести к минимуму личные разговоры.

Про отключение звука телефона в театре или на той же лекции – ну, это просто больной вопрос для «Химии слова»! Права автор этого проекта, заместитель генерального директора «Тольяттиазота» Юлия Петренко:

– Каждый раз мы настоятельно просим отключить звук телефона. И убедиться в том, что звук действительно отключен. Но не было случая, чтобы не прозвучал рингтон.

Увы, даже лекция про этикет не стала исключением. Ну не можем мы сегодня и часу прожить без смартфона! И мы узнали от лектора, почему:

– В так называемой пирамиде Маслоу основу человеческих потребностей составляют физические (еда, сон), потом – безопасность и так далее. Но сегодня в основу положены… наличие Wi-Fi и уровень заряда батареи на смартфоне.

Действительно, паспорт и деньги, потерянные, например, при нахождении в другой стране – это еще не полная катастрофа, если уцелел гаджет – связь спасет.

– Можно ли снимать на смартфон в общественных местах? – спросила Баранова.

Вот тут слушатели проявили себя консервативно и не желали оказаться в чужом кадре.

– Можно, – возразила лектор, – если заранее не было подобного запрета, когда снимают только аккредитованные фотографы. Не хотите в кадр? Не ходите в общественные места!

На экране появилась фотография, обошедшая все средства массовой информации. Некий шустрый подросток делает селфи… с английской королевой Елизаветой!

– Тут все правила этикета нарушены. Он просто подскочил, повернулся спиной к монархине, что категорически не допускается, и сделал снимок без разрешения! Он поступил некрасиво по отношению как к женщине, пожилой особе, ну и, конечно, как к королеве!

Селфи в офисе тоже не этично – мало ли какая информация на включенных мониторах или столах коллег. А какие фото можно и какие нельзя размещать в соцсетях? На экране появилось фото учительницы из Барнаула. Красавица, спортсменка, пропагандирующая здоровый образ жизни в купальнике возле проруби.

– Вы знаете, какая полемика разгорелась вокруг этого снимка? Однозначного ответа, правильно поступила учительница или ее гонители, я не знаю. Но считаю так: в своем закрытом аккаунте, который просматривают только близкие и друзья, вы можете размещать что угодно. Но если это доступная всем страница, следует подумать.

Для того чтобы получить визу в США, необходимо показать все свои странички в соцсетях. Многие работодатели, получив резюме, первым делом собирают досье на соискателя опять же в интернете:

– Вы наверняка знаете, какой казус произошел с новым министром культуры.

Напомню, любознательные люди пошарили в сети и нашли в личном блоге Ольги Любимовой такие, например, признания:

– Я просто не переношу ходить на выставки, в музеи, оперу, балет…

Там еще не очень цензурные выражения были. Десять лет назад!

– Запомните: в интернет попадают навечно! Даже если вы удалите весь компромат, где-то, у кого-то могут остаться скриншоты.

Как должны выглядеть электронные письма? Лектор показала два примера, чтобы было понятно: четко, по делу, структурированный, легко читаемый текст, никаких смайликов, особенно если письмо деловое. И упаси боже от P.S.

– Это раньше, когда перьями писали и забывали какую-то важную мысль вставить, уместно было.

Кстати, молодежь часто, ленясь переключать клавиатуру, ставит З.Ы. Особый шик, как имхо, лол. Но это не совсем по теме, простите.

Всегда ли уместно звонить на сотовый? Если человек в пути, на совещании, да мало ли чем еще занят, ему неудобно будет ответить. Лучше написать: в сообщении, письме. Если не очень-очень, но все же срочно, нужно письменно спросить:

– Могу я вам сейчас позвонить?

Разумеется, в экстренных ситуациях подобный этикет будет излишним. Голосовые сообщения, как единодушно считают лектор и зал, – вещь неудобная и чаще всего излишняя.

– Информация не всегда запоминается, а найти ее позже бывает сложно. Хотя молодежь считает подобный вид связи предпочтительнее, так как скрывает незнание правил орфографии и пунктуации.

Ну и, конечно, неприлично, беседуя с человеком, посматривать в экран смартфона. Тут как с часами. Собеседник подумает, что вам не до него.

Наконец, речь дошла и до ресторанного этикета. Так куда же деть сумку?!

– Ни в коем случае не на стол! Можно поставить на свободное сиденье или повесить на спинку стула. Маленький клатч удобно держать на коленях, но под салфеткой. Каркасную сумку вроде портфеля вполне уместно поставить на пол, поближе к своему стулу. Заметьте, даже королева ставит сумку на пол!

Если речь об объемистых сумках или модных рюкзаках, их следует сдавать в гардероб. Также довольно подробно остановились на салфетках и зубочистках.

Если вы отошли ненадолго, салфетку можно положить на сиденье или спинку стула. А положенная возле тарелки (но не в тарелку!) – знак официанту, что вы закончили трапезу. Недопустимо за столом пудрить нос, красить губы и ковырять в зубах специальной палочкой.

– Кстати, я не понимаю, почему на стол часто ставят зубочистки? В хороших ресторанах они должны находиться где? Правильно, в туалетной комнате.

Главный вопрос: кто должен оплачивать счет? Когда лектор его задала, я посмотрела на зал.

– Мужчина?

Присутствующие в поле зрения мужчины, которых, правда, всегда меньше, чем дам, подняли руки.

– Каждый за себя?

Рук намного меньше, зато вижу, мальчонка лет восьми тянет изо всех сил руку. Эмансипированный…

Тема, как легко предположить, непростая. В теории, платить должен тот, кто приглашает. А если дама приглашает кавалера, но на деловой ужин или обед?

– Она может расплатиться, тем более если не из своего кармана, а из представительских расходов.

В другой ситуации нашим дамам Татьяна дала такой совет:

– В нашей стране все-таки мужчины обычно платят, но предлагаю не рассчитывать на это стопроцентно. Вы можете предложить заплатить за себя и даже достать кошелек…

Ну, а дальше по ситуации. Заодно и мнение о спутнике сложится.

Тема этикета, конечно, неисчерпаемая. Но подошло время вопросов.

– Сколько времени следует ждать, если не отвечают на письменное сообщение?

– Если ситуация терпит, нужно подождать сутки. В любом случае, названивать через 15 минут после отправки сообщения невежливо.

Вопросы были о том, как посещать ресторан с детьми, как правильно дарить подарки. Но зал особенно оживился, когда к микрофону подошел завсегдатай лекций, молодой поэт Константин. Вот суть его довольно пространного вопроса:

– А почему я должен расшаркиваться перед королевой, если я, например, марксист?!

Вопрос заслужил подробного ответа, который, если опять же кратко его изложить, был таков:

– Есть хорошие манеры, а есть этикет. Каждый поступает в силу своей воспитанности и культуры. Я могу привести много примеров того, как при королеве нарушали протокол. Мишель Обама обняла ее за плечи, хотя дотрагиваться до монаршей особы запрещено. Ну и что? Был скандал? Не было. А когда принц при ней съел лимон из чая, Елизавета выгнала его из дворца? Нет, с улыбкой сделала то же самое. Вы можете остаться при своих принципах, но главное – поступать уважительно и не причинять вреда или оскорбления…

Следующая встреча в интеллектуальном клубе «Химия слова» состоится 6 марта. Вадим Карлов прочтет лекцию «Мистика дома Романовых. Неизвестное об известном». Место проведения – ДК ТОАЗа, начало в 19:00. Вход свободный, но по предварительной регистрации.

Лекцию слушала Надежда Булатова, «Вольный город Тольятти», № 8 (1289) 28.02.20

эксперт по современному этикету