Советы тольяттинского врача

Начало учебного года связано с резко возрастающими нагрузками для детей школьного возраста. Врач-педиатр Центра детского здоровья Валентина Кормушина рассказала о том, на что в первую очередь стоит обратить внимание родителям школьников, особенно первоклашек, и как помочь ребенку лучше адаптироваться к школе.
Как отметила Валентина Кормушина, в преддверии учебного года доктора Центра здоровья для детей обследовали ребятишек из детских садов, оценивая их физическое развитие и готовность к школе. Здесь учитывалось множество аспектов: физические (вес, рост, окружность головы, груди, общее здоровье), интеллектуальные, личностные, эмоционально-волевые критерии.

Что касается физического здоровья, то доктора отмечают, что сегодня одна из наиболее распространенных проблем среди детей дошкольного и раннего школьного возраста — это нарушение осанки, которое встречается примерно у 30% обратившихся. Доктора связывают это в том числе со всеобщей компьютеризацией. Уже с трех лет многие дети знают, что такое компьютер, умеют играть в компьютерные игры. Для неокрепшего организма это чревато последствиями. Если у ребенка уже есть нарушения осанки, то педиатр обязательно рекомендует родителям консультацию ортопеда, который, как правило, назначает лечебную физкультуру (ЛФК). После курса ЛФК мамы и папы обязательно должны будут продолжать занятия дома в течение длительного времени, чтобы был эффект.

— При долгом сидении за компьютером страдает не только опорно-двигательный аппарат ребенка. Происходит нагрузка на глаза, центральную нервную систему. Если ребенку по возрасту сидеть за компьютером положено не больше 15 минут, а он проводит за монитором по 2-3 часа, то он становится более возбудимым, эмоциональным, плаксивым. Некоторые даже устраивают скандалы с требованием «дать компьютер». Это уже признаки компьютерной зависимости. Чтобы этого избежать, родителям нужно четко ограничивать время сидения ребенка за компьютером — 15 минут. А остальное свободное время занимать его другими делами: рисованием, физкультурой, подвижными играми, проводить закаливающие процедуры, — советует Валентина Кормушина.

Помимо осанки и зрения врачи обращают внимание на еще одно «слабое место» ребенка — носоглотку. Иногда у детей встречаются аденоидные разрастания, которые в отдельных случаях могут стать даже причиной снижения слуха. Если аденоиды присутствуют, педиатр советует проконсультироваться у лор-врача. К школе ребенок обязательно должен быть пролечен, чтобы у него не было хронических очагов инфекции, тонзиллита, аденоидов, фарингитов. Обязательно с ребенком нужно побывать и у зубного врача. Больные зубы — это очаг хронической инфекции.

При осмотре педиатры обращают внимание на то, есть ли у ребенка плоскостопие. Есть дети, которые жалуются на боль в ногах, и причиной этого может быть именно плоскостопие. Родителям тоже нужно обращать на это особое внимание и в случае выявления проблемы заниматься, подбирать правильную обувь, выполнять упражнения лечебной физкультуры.

По словам Валентины Кормушиной, сегодня родители серьезно относятся к здоровью детей. Получив информацию о каких-либо проблемах со здоровьем, они занимаются со своими детьми, выполняют рекомендации врача, вовремя приходят на осмотры.

Но даже если в плане здоровья и интеллектуального развития у ребенка все хорошо, это еще не значит, что он готов к школе, к общению со сверстниками и учителями психологически. В центре здоровья есть аппарат СКУС (система контроля уровня стресса), который определяет функциональные возможности организма: реакцию на стресс, концентрацию внимания. До 80% детей дошкольного возраста, умея читать и писать, при этом не усидчивы, постоянно отвлекаются, некоторые не выдерживают на аппарате даже пяти минут. Действительно сосредоточенных на своем задании детей на самом деле не так много. Понимая, что ребенок еще не готов к школе, некоторые родители решают подождать еще год. Но этот год необходимо заниматься с ребенком, в форме игры учить его сосредоточиваться и, как это ни банально, больше разговаривать.
— Если родители разговаривают с ребенком, он становится более социально адаптированным, лучше общается со сверстниками и взрослыми. Когда ребенок предоставлен сам себе, у него свой мирок. Иногда на прием приходят очень зажатые детки, которых хочется разговорить, раскрыть. Иногда дети начинают плакать, то есть у них накапливаются внутри переживания, они зажаты и закомплексованы. Сегодня с детьми мало разговаривают. А ребенка нужно хвалить, вселять в него чувство уверенности в себе. Нужно объяснять, что если сегодня что-то не получилось, получится завтра. И позволять ему делиться переживаниями, эмоциями. Некоторые дети держат эмоции внутри себя, и поэтому возникают такие проблемы, — рассказывает доктор.

По словам Валентины Кормушиной, для того чтобы подготовить ребенка к школе и в течение учебного года помогать ему бороться со стрессом, родители должны внимательно выслушивать свое чадо, объяснять ему особенности отношений между людьми. Например, если ребенок рассказывает о чем-то для него необычном и непонятном, нужно разъяснить, как это устроено, если у него не получается подружиться с одноклассником — тоже объяснить, почему, и так далее. Все ситуации нужно обговаривать. Когда ребенок четко знает, что хорошо, а что плохо, и почему происходит то или иное событие, он становится спокойнее, нервозность уходит, нервная система приходит в норму.

 

Газета “Площадь Свободы”

фото: из открытых источников