Советская трагедия Веры

вера лотар-шевченко пианистка

Дочь француза и испанки – преподавателей Парижского университета Сорбонна, Вера Лотар в 12 лет дебютировала с оркестром под руководством великого Артуро Тосканини.

Училась в Париже у Альфреда Корто, затем в Венской академии музыки, в Генуе – у Альберто Берсани, во Флоренции – у Эрнесто Консоло. Выступала с итальянскими оркестрами.

Будучи уже известной пианисткой, дававшей сольные концерты во многих странах мира, она вышла замуж за советского инженера с репутацией «русского Страдивари». Эмигрант из Российской Империи, инженер-акустик Владимир Шевченко работал над созданием смычковых инструментов.

В 1939 году Вера приехала вместе с мужем в СССР. В советских документах в графе «национальность» у нее было записано – француженка. Вскоре Владимир был арестован. Вера кинулась в НКВД и стала кричать, путая русские слова и французские, что муж ее – замечательный честный человек, патриот, а если они этого не понимают, то они – дураки, идиоты, фашисты и берите тогда и меня. В 1942 году Вера была арестована. Осуждена на десять лет заключения по статье 58-10 (антисоветская агитация).

И будет Вера Лотар-Шевченко восемь лет валить лес на Урале. Узнает о смерти мужа в лагере…

В лагере зэки кухонным ножом вырезали для нее на нарах фортепианную клавиатуру. И она по ночам играла на этом безмолвном инструменте Баха, Бетховена, Шопена. Женщины из барака уверяли потом, что слышали эту беззвучную музыку, просто следя за ее лицом и пальцами, искореженными работой на лесоповале.

Освободится в Нижнем Тагиле. И прямо с вокзала, в драной лагерной телогрейке, из последних сил поздним вечером побежит в музыкальную школу, будет дико стучать в двери, умоляя о «разрешении подойти к роялю». Ей разрешат. В тот день, у закрытой двери, не смея зайти, навзрыд рыдали педагоги. Было же понятно, откуда прибежала женщина в драной телогрейке. Вера играла почти всю ночь. И заснула за инструментом. Потом, смеясь, рассказывала: «А проснулась я уже преподавателем той школы».

В Нижнем Тагиле Вера работала концертмейстером, была солисткой областных филармоний в Свердловске и Барнауле.

Аккомпанируя спектаклям в нижнетагильском городском театре, познакомилась с их режиссёром Владимиром Мотылем. В фильме Мотыля «Звезда пленительного счастья» отзвук знакомства с Лотар-Шевченко слышен в образе Полины Анненковой-Гебль. После выхода фильма Мотыль прислал пианистке журнал со статьей о нем и автографом поверх статьи: «Образ Полины я делал с Вас, Вера!»

Последние шестнадцать лет своей жизни Вера Лотар-Шевченко проживет в Академгородке под Новосибирском. А все потому, что 19 декабря 1965 года в газете «Комсомольская правда» был опубликован очерк Симона Соловейчика «Пианистка», посвящённый ее судьбе.

Этот очерк сделает имя пианистки знаменитым: она получит огромное количество писем, концерты станут проходить с аншлагами, а академик Лаврентьев, руководитель Сибирского отделения АН СССР, предложит Лотар-Шевченко жить и работать в Новосибирском Академгородке. Она согласится и станет солисткой Новосибирской государственной филармонии.

Вера Лотар – Шевченко не просто восстановится после лагеря как музыкант, но и начнет активную гастрольную деятельность.

На ее концерты билеты в первый ряд продавать не будут: места здесь предназначались для тех, с кем она разделила страшные лагерные годы. Пришел, значит, жив.

Пальцы у Веры Августовны до конца жизни будут красные, корявые, узловатые, гнутые, изуродованные артритом. И еще – неправильно сросшиеся после того, как их на допросах переломал старший следователь, капитан Алтухов. Переломал не спеша, смакуя каждый удар, рукоятью пистолета. Фамилию следователя Вера Лотар-Шевченко будет помнить всю жизнь и никогда его не простит.

В последние годы жизни она вновь получит возможность концертировать в городах СССР, а также Москве и Ленинграде, однако записей её игры почти не останется. Ключевыми авторами репертуара Лотар-Шевченко будут Иоганн Себастьян Бах, Людвиг ван Бетховен, Фридерик Шопен, Ференц Лист, Клод Дебюсси.

Скончается известная пианистка в 1982 году, в 83 года. Похоронят ее на Южном кладбище Новосибирского Академгородка. А на могиле выбьют её собственную фразу: «Жизнь, в которой есть Бах, благословенна.»

Судьба Лотар-Шевченко в самых общих чертах ляжет в сюжетную основу фильма «Руфь» (1989), снятого режиссёром Валерием Ахадовым по сценарию Евгения Козловского. Главную роль в нем сыграет французская актриса Анни Жирардо, фортепианные композиции прозвучат в исполнении Елены Кушнеровой.

В 1991 году о Вере Августовне режиссёром-оператором Валерием Клабуковым по сценарию С. Березанской и Л. Гуревича будет снят цветной документальный фильм «Мы ещё будем жить настоящей жизнью». А в Новосибирске с 2005 года ежегодно будет проходить Международный конкурс пианистов имени Лотар-Шевченко.

Подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e-mail: rossinskiye@gmail.com