Обязанность властных лиц защищать рядовых граждан закреплена в главном документе страны. Вторая статья Конституции Российской Федерации гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Четко, ясно, по существу. И без вариантов.
Однако бывшие сотрудники тольяттинских предприятий, таких как «АВТОВАЗАГРЕГАТ» и его дочерние компании, столкнулись с отсутствием этой самой защиты.
В редакцию газеты «Тольяттинского навигатора» обратилась одна из бывших сотрудниц «ПОШИВАВТОВАЗАГРЕГАТа» с просьбой о помощи. С ее слов, уже 10 лет она и более трехсот тольяттинцев не могут получить свои кровно заработанные деньги.
После встречи с Зоей, которая рассказала нам о своих 10-летних мучениях, мы решили выпустить спецномер «Тольяттинского навигатора», посвященный этому нехорошему юбилею. Решили подробно рассказать тольяттинцам о том, как ровно 10 лет назад были «кинуты» на зарплату работники предприятия, некогда предоставлявшего рабочие места жителям Шлюзового микрорайона Тольятти и соседнего Жигулевска. Кинуты нагло, «через колено».
Часть первая: разорители
Как «эффективные» менеджеры оставили рабочих без средств к существованию
В мае 2015 года в тольяттинских городских СМИ прогремела новость: один из крупнейших поставщиков АВТОВАЗа – ОАО «АВТОВАЗАГРЕГАТ» (далее АВА) – остановился!
В первые дни остановки у работников была надежда, что ситуация – временная. Когда сотрудников начали вызывать для подписания документов о вынужденном простое по вине работодателя, стало ясно, что АВА уже не выйдет из кризиса. Но никто из работников не мог предположить, что положенные по закону выплаты некоторым из них придется выбивать через прокуратуру и суды… и так и не получить спустя 10 лет.
Самостоятельное плаванье
Почему некогда успешное предприятие оказалось в финансовом кризисе?
В начале 2000-х годов структурное подразделение АВТОВАЗа стало самостоятельным юридическим лицом – АВА. Когда работники писали заявление на трудоустройство в «новую» компанию, им объяснили, что для них ничего не изменится: ни место работы, ни непосредственные руководители, ни заработная плата, ни тем более социальные гарантии. Так оно и было до поры до времени. Даже когда ввели корпоративный отпуск на АВТОВАЗе, рабочие АВА и дочерних компаний («АВТОВАЗАГРЕГАТТРАНС», «ПОШИВАВТОВАЗАГРЕГАТ») уходили одномоментно.
И вот дочернее предприятие АВТОВАЗа в 2012 году стало принадлежать московским бизнесменам, а руководить заводом был поставлен Виктор Козлов. С приходом на тольяттинский автомобильный завод концерна «Рено», который нацелился на сворачивание отечественного автопрома и превращение его в отверточное производство, основные поставщики и вовсе не понадобились. Хотя еще в начале мая 2015-го у «Ростеха» были намерения выкупить у АВА и его «дочек» производственные линии. Сделку даже одобрил ФАС, но потом что-то пошло не так.
Виновато «Рено»?
Виктор Козлов – один из владельцев предприятия, еще до своего ареста давал оправдательное интервью местным СМИ, где прямо указывал, что финансовый кризис, остановка производства и сокращение рабочих – это прямое следствие разрыва контракта между АВА и АВТОВАЗом по инициативе последнего.
Данная причина также указывалась и в деле о банкротстве АВА. Это заставило ПАО «АВТОВАЗ» подать судебную жалобу об исключении из решения суда этого важного вывода об установленной зависимости банкротства ОАО «АВТОВАЗАГРЕГАТ» от действий ПАО «АВТОВАЗ». Суд удовлетворил это требование.
Получается, что формально решение АВТОВАЗа разорвать договор летом 2015 года с АВА якобы не повлияло на остановку производства и последующее банкротство поставщика.
Испугались скандала
Но вернемся к событиям, развернувшимся летом 2015 года. Напряжение среди работников, находящихся в вынужденном простое и не получавших даже 2/3 своей заработной платы, нарастало. Люди были на грани отчаяния, в Тольятти прошло несколько митингов при поддержке оппозиционных партий. В сентябре известный в Тольятти общественник, на тот момент – депутат городской думы – Алексей Краснов объявил голодовку в поддержку рабочих, что молниеносно превратило региональный кризис в скандал федерального масштаба. К началу осени отчаявшиеся работники грозились перекрыть федеральную трассу М5. И всё это – за год до старта крупной избирательной кампании в Государственную думу РФ.
Скандалы и угрозы отчаявшихся тольяттинцев встряхнули правоохранителей, которые арестовали счета и имущество предприятия. У рабочих снова забрезжила надежда на получение выплат. О возвращении к работе самого производства речи уже и не велось. Однако те самые первые выплаты по заработной плате произошли лишь в феврале 2016 года, то есть спустя почти полгода с остановки производства и возбуждения уголовного дела по факту невыплаты заработной платы в отношении руководителя предприятия – Виктора Козлова.
Выплаты стартовали и… остановились
Первые средства, которые поступили на счета приставов для перечисления их работникам, достались лишь работникам материнского предприятия – АВА, «дочки» головной компании свои деньги не получили! В арбитраже шло банкротство завода. Конкурсный управляющий Юлия Жаркова анализировала все сделки, совершенные в последнее время, и занималась реализацией имущества банкрота, ведь было понятно, что имеющихся на счетах предприятия средств на погашение задолженности перед государством, работниками и другими компаниями не хватит.
В правительстве региона понимали, что нельзя допустить социального взрыва в одном из крупнейших городов Самарской области, поэтому начали подключаться не только надзорные органы, но и политики разных мастей.
Было проведено множество заседаний межведомственных групп, подготовлены поручения как в адрес налоговой, так и местной администрации. Однако, по состоянию на март 2025 года, можем констатировать, что результаты этих встреч в полном объеме так и не были достигнуты – задолженность перед всеми потерпевшими так и не была погашена.
Согласно протоколу межведомственной рабочей группы при правительстве региона, на 29 мая 2018 года 263 работникам ОАО «АВТОВАЗАГРЕГАТ» не выплатили заработную плату на общую сумму 24,7 миллиона рублей, а 351 работнику «ПОШИВАВТОВАЗАГРЕГАТа» – 20,2 миллиона рублей. Предприятия не функционировали на тот момент уже три года, а зарплату работники так и не получили. По-хорошему, министра труда Никишину после таких итогов нужно было сразу уволить. Но ее никто не уволил.
Действо тянулось «в рамках закона», но закон не спешил карать виновных и изыскивать средства… Шел процесс банкротства АВА и его «дочек». Если АВА имел уставный капитал в сотни миллионов рублей, то все «дочки» создавались с минимальной суммой «за душой» – 10 тысяч рублей. Скорее всего, оборудование, здания и другие активы «дочкам» не принадлежали, поэтому формально платить зарплату рабочим было нечем. Ответственность по долгам перешла на учредителя дочерних обществ – АВА, но для него долги по зарплате работникам «дочек» были долгами последней очереди, в отличие от государства в лице налоговой, пенсионного и социального фонда, которые получали средства в первую очередь.
Спустя 10 лет депутаты-«защитники», которые так активно объявляли о скорейшем решении проблемы, продолжают заседать в парламентах, а работники «ПОШИВАВТОВАЗАГРЕГАТа» так и не получили законные выплаты.
Как уже упоминалось ранее, в конце 2015 года Виктор Козлов стал обвиняемым по уголовному делу о невыплате заработной платы. Однако задержали его только 24 февраля 2016 года в московском аэропорту, после возвращения с отдыха в Испании. Помимо невыплаты зарплаты, ему вменяли мошенничество в особо крупном размере и сокрытие денежных средств организации, которые должны были быть направлены на уплату налогов
Хороший брат
26 февраля 2016 года губернатор Самарской области, тогда еще Николай Меркушкин, встретился с основным акционером АВА – Алексеем Козловым в Москве, чтобы обсудить кризисную ситуацию на заводе. Коммерсант пообещал полную выплату заработной платы, и, вероятно, именно поэтому фигуранту уголовного дела (его родному брату) была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде, а не содержания в СИЗО.
Следствие по уголовному делу длилось больше года, и только в июле 2017 года дело поступило в суд Комсомольского района города Тольятти.
Деньги есть, но не про вашу честь
По версии следствия, в период с июня по декабрь 2015 года Козлов не выплатил заработную плату 1491 сотруднику предприятия на общую сумму более 129 миллионов рублей, хотя деньги на общих счетах и в кассе организации были. Эти средства были направлены на расчеты с контрагентами, оплату банковских услуг, покупку валюты, предоставление займа сторонней организации и другие цели.
Кроме того, с июня по октябрь 2015 года генеральный директор, зная о недоимке по налогам и о запущенной процедуре бесспорного взыскания, направил средства от поставки комплектующих напрямую на счета контрагентов, минуя расчетный счет предприятия. Из-за этого невозможно было взыскать задолженность по налогам в бюджет в размере около 4,5 миллиона рублей.
Тогда указывалось, что задолженность перед работниками была погашена к моменту первого заседания суда. Однако это оказалось ложью, так как на момент заседания комиссии в мае 2018 года задолженность все еще была.
Виноват, а значит… гуляй!
Процесс над Козловым длился полгода, и 11 января 2018 года постановлением суда дело было прекращено в связи с истечением срока давности уголовного преследования.
Вот такой у нас гуманный суд – некий субъект привел предприятие к состоянию банкротства, не выплатил заработную плату сотрудникам, но в итоге остался на свободе без какого-либо вообще наказания.
Заместитель Козлова – Павел Тихомиров оказался на скамье подсудимых гораздо раньше – в 2016 году. В марте 2016 его признали виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 199.2 УК РФ (сокрытие денежных средств организации, за счет которых должно быть произведено взыскание налогов). Он признал свою вину, и ему назначили 1,5 года условно с испытательным сроком на один год.
Пока работники АВА и его дочерних предприятий пытались через суды и различные ветви власти добиться выплаты им законной заработной платы, виновник их финансовых бед получил всего лишь 1,5 года условно. Справедливость с большой буквы!
Комментарии
Алексей Краснов, экс-депутат Губернской думы Самарской области, Думы Тольятти:
– Все эти сказочки и сказки про то, что с ситуацией «кидняка» рабочих АВА и дочек решали «по закону», я развенчивал и в 2015, и в 2016 годах, причем совершенно открыто – в СМИ. Так, во время моей голодовки в сентябре 2015-го ко мне подошел мужчина и со словами «Здесь – всё, что вам нужно в части вины Козлова» передал мне флешку. С собой у меня был планшет. Когда мужчина ушел, я открыл флешку и увидел, что на ней находится бухгалтерская информация о движении материально-технических средств АВТОВАЗАГРЕГАТа и его дочерних компаний. Согласно этой информации, Козлов начал распродавать основные фонды предприятия задолго до фиаско со сделкой с АВТОВАЗом. И всё это распродавалось по бросовой цене. Так я пришел к выводу, что Козлов заранее готовил предприятие к преднамеренному банкротству. Содержимое флешки было мною распечатано и с соответствующим заявлением направлено в правоохранительные органы, насколько я помню, еще в октябре 2015-го. Казалось бы, вот они, доказательства вины – бери, заводи уголовное дело. Но нет. Видимо, высокие покровители Козлова порешали. Узнать, фигурировала ли флешка в материалах итогового уголовного дела, я не смог – статус депутата городской думы слишком мелок для получения подобной информации.
Випов не обидели
В 2018 году конкурсный управляющий АВА Юлия Жаркова продолжала конкурсное производство и попыталась в арбитраже доказать незаконность выплат, произведенных АВА своим топ-менеджерам. В материалах дела фигурируют следующие данные:
* Леонид Коробейников получил от предприятия 216,9 тыс. рублей;
* Владимир Литвиненко – 291,5 тыс. рублей;
* Алексей Волков – 545,1 тыс. рублей;
* Денис Шелков – 1,13 млн рублей;
* Юлия Летичевская – 3,97 млн рублей;
* Наиля Якупова – 4,93 млн рублей;
* Павел Лебедев – 7,77 млн рублей;
* Павел Тихомиров – 7,9 млн рублей;
* Сергей Задорин – 8,02 млн рублей;
* Виктор Козлов – 16,3 млн рублей.
Общая сумма выплат составляет внушительные 36 миллионов рублей. Однако суд доводы Жарковой не принял. Получается, что в рамках дела о банкротстве работникам погасили заработную плату частично, исходя из того, сколько смогли собрать, а топ-менеджмент получил всё сполна?
Вдобавок проходившие по уголовному делу Тихомиров и Козлов получили солидные «золотые парашюты».
Хотя это не просто работники предприятия – это члены совета директоров, которые должны нести ответственность своим имуществом в случае банкротства предприятия, тем более по вине самих акционеров, доведших предприятие до кризиса. Круто, да? Всех кинули, себе заплатили, в тюрьму не сели. Не жизнь, а рай!
Юридическая справка: П.3. ст.3. федерального закона «Об акционерных обществах» гласит: Если несостоятельность (банкротство) общества вызвана действиями (бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, то на указанных акционеров или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Несостоятельность (банкротство) общества считается вызванной действиями (бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, только в случае, если они использовали указанные право и (или) возможность в целях совершения обществом действия, заведомо зная, что вследствие этого наступит несостоятельность (банкротство) общества.
Следует отметить, что 3 октября 2019 года Юлия Жаркова доказала через суд недействительность договора поставки оборудования «ТАГЕМ» от 16 июля 2015 года, заключенного между ОАО «АВТОВАЗАГРЕГАТ» и ООО «АВТОВАЗАГРЕГАТпласт». Рыночная стоимость оборудования составляла 22,6 миллиона рублей, а АВА заплатил за него 61,4 миллиона. По решению суда 38,8 миллиона рублей этой осенью были взысканы в пользу АВТОВАЗАГРЕГАТа. «Данное отличие в стоимости суд посчитал свидетельствующим о заключении сделки при неравноценном встречном исполнении обязательства со стороны ответчика, влекущем уменьшение активов должника, за счет которых могли быть удовлетворены требования кредиторов», – отметили судьи.
Однако это произошло уже после того, как Козлов вышел на свободу. Почему этот факт не стал новым основанием для органов следствия возобновить уголовное дело в отношении Виктора Козлова? Ну, ответ, мы полагаем, для всех очевиден.
Неутешительные выводы и резонные вопросы
За эти 10 лет в регионе сменилось три губернатора, дважды проходили выборы в региональный парламент. Однако проблема работников некогда крупного предприятия, обеспечивавшего тысячи рабочих мест, не только не была решена, но и, как нам кажется, успешно забыта как местными, так и региональными властями.
Интересно, знает ли действующий губернатор Вячеслав Федорищев, что сотни тольяттинцев уже 10 лет не могут получить законные выплаты? Среди них есть, кстати, и многодетные семьи, статус которых сейчас активно используют областные парламентарии для набора политических очков.
За эти 10 лет у рабочих АВТОВАЗАГРЕГАТа выросли дети. Было время, когда они по вине властей, не сумевших исполнить нормы 2 статьи Конституции России, жили впроголодь, но смогли получить образование и стать студентами вузов и ссузов. Почему-то потом большие дяди из властных кабинетов раздражались, что эти дети не захотели остаться в Тольятти, а при первой же возможности уехали отсюда подальше. А почему они должны были остаться, зная, как власти региона бросили их родителей на произвол судьбы? Создавать семьи? Работать на региональных предприятиях? После всего того, что пережили их семьи и они сами?
Мы надеемся, что данная публикация поможет обратить внимание на ситуацию с обманутыми рабочими и они, наконец, получат законные выплаты. Также мы хотели бы задать несколько риторических вопросов, которые, возможно, помогут избежать подобных ситуаций в будущем…
Ситуацию с АВТОВАЗАГРЕГАТом и его «дочками» подытоживала Ольга Сотникова
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», 26.03.2025
Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 63 — 01005 от 19.04.2022