Сотканы из ностальгии

Новости Тольятти augustnews.ru

Игрушки тольяттинской мастерицы возвращают в счастливое детство.

То ли люди, то ли куклы – я обожаю рассматривать работы Ольги Сударенко. Вообще-то Ольга трудится лаборантом на предприятии «Тольяттикаучук». А в свободное от любимой работы время увлеченно шьет кукол и медведей в стиле «винтаж».

Игрушки получаются у мастерицы трогательными, к ним тянет магнитом. Эти тряпичные куклы и плюшевые медведи помогают всем желающим вспомнить про самое счастливое время своей жизни – детство, когда мир был большой и яркий, родители любящими и всепрощающими, а друзья – веселыми и верными. Ни для кого не секрет, что дети торопятся вырасти, а взрослые потом всю жизнь испытывают ностальгию по детству. Ольгины куклы в прямом смысле сотканы из этой самой ностальгии. Называются они «чердачными» и выглядят так, будто их только что достали из самого дальнего угла родительских антресолей, а может, даже и бабушкиных. Разглядывая забавных игрушечных персонажей, моментально вспоминаешь гипсовые статуи забытых сегодня пионеров-горнистов, билеты в кино по 10 копеек, уличные автоматы с газировкой. Даже модная лет 40 назад песня «Не плачь, девчонка» почему-то совсем неожиданно всплыла в моей памяти.

Вообще-то термин «винтаж» пришел к нам из лексикона виноделов и означает дорогое, качественное и выдержанное вино урожая определенного года. Позже это слово стали употреблять для обозначения эксклюзивности и раритетности. Ольгины эксклюзивные игрушки сделаны по определенной технологии. Материалы, из которых они шьются, пропитываются кофе, корицей, клеем ПВА, какао, сахаром – то есть специально «старятся». В работе мастерица использует вискозу, альпаку, мохер, а также свой любимый материал – плюш. Причем не новый, а с определенной историей, антикварный. Ольга дорисовывает эту самую историю, придает ей очертания.

Вот, например, медвежонок Маруся, одетая в серое пальто с вишенкой. Помните – такие пластмассовые брошки-ягодки были очень популярны в конце 70-х годов у неизбалованных девушек? В руках у Маши авоська с треугольным советским пакетом молока. Но главное в стилизованном Марусином прикиде, конечно же, коричневые колготки с коленками-пузырями, называются «Привет от первоклассницы» – у каждого октябренка когда-то такие были. Чтобы их сшить, Ольга пробрела хлопчатобумажные чулки в резинку на блошином рынке. Там же купила и детские кожаные ботинки для своей Маруси. Не заметить такую винтажную кукольную звезду просто невозможно!

Как, впрочем, и бульдожика Елисея в смешных штанишках на кривых лапках или добрую собачку Дворняжку с саквояжем, которая хочет побыстрей умчаться к новым хозяевам, даже туфельку порвала в суете. Пару лет назад я с улыбкой рассматривала рыжую Жанну-жадину с десятком зайцев в руках. Она была похожа на дракончика из советского мультика «Сладкая сказка». Помните, он все повторял: «Это мне, это опять мне, и это». Жанна полюбилась не только мне, ее частенько покупали родители для своих чад в воспитательных целях. Интересно, что как только мастерица пыталась как-нибудь изменить, приукрасить Жанну-жадину, она сразу же переставала нравиться народу.

Свою первую куклу Ольга когда-то сшила по выкройке из журнала «Бурда», предназначалась она для маленькой тогда дочки Сударенко, ведь в 90-е на игрушки из магазина денег у многодетной мамы не всегда хватало. Ольга, заметим, воспитала троих детей, и ее второе погружение в шитье игрушек было связано (не поверите!) с успехами в спорте младшего сына Коли. Парень серьезно занимался прыжками на батуте, и его послали на международные соревнования во Францию. Поездка оплачивалась мамой, и она, отработав смену на заводе, брала в руки иголку, нитки, ножницы. Ольга кроила, сын набивал кукол наполнителем, а дочь помогала игрушкам «войти в образ» – по профессии она визажист-парикмахер.

Покупатели, однако, появились не сразу. Первый блин, точнее первая тильда (кукла, сшитая по образцам норвежского дизайнера Тоне Финангер) оказалась комом. Во всяком случае, так посчитала сама Ольга. Но тратить время на жалость к себе не стала, ведь без стресса нет прогресса. Неудача лишь подогрела здоровые амбиции рукодельницы: если у людей получается, значит, и я смогу не хуже. Надо только постараться! Первое признание пришло к Ольге на «Груше». Народ подходил и умилялся: «Мы играли с такими куклами когда-то, они из нашего детства». Освоив пошив тильд, Ольга перешла на изготовление плюшевых медведей Тедди – одной из самых известных и любимых мягких игрушек во всем мире. Их с удовольствием простой народ покупает для подарков, да и коллекционеры эксклюзивными винтажными медведями активно интересуются.

Почему Ольга не оставила завод, полностью не переключилась на творчество? Она смеется, мол, а как можно жить без любимого руководства. Кто тогда премии лишать будет? На ее мобильном телефоне мелодией звонка стал гимн Советского Союза. Ольга не стесняется называть себя продуктом советского воспитания – кто не работает, тот не ест. Рукоделие, которым сегодня занимается собеседница, когда-то называлось «бирюльки».

И отношение к этим самым бирюлькам в обществе было довольно скептическим. На самом деле, по словам Ольги, только 30 процентов мастеров полностью поглощены творчеством, 70 процентов совмещают хобби с основной работой.

К своим игрушкам Ольга относится, как к детям. Очень радуется, когда рождается очередной медведь. Пусть он еще не затонирован, далек от совершенства, но уже старательно смотрит на родительницу глазками-бусинками, будто пытается заговорить. Мастерица никогда не делает своих кукол в плохом настроении. Пробовала – бесполезно, и ручки у них получаются какими-то кривенькими, и ножки не стоят. Энергия автора передается его творениям. Без легкого оттенка мистики творчество вообще не обходится. Как только кукла обретает хозяина, ее изначально грустные глаза становятся веселыми.

А одна из кукол по имени Люська стала для рукодельницы своеобразным оберегом, она часто брала Люську в различные поездки. Дело в том, что платье на Люське сшито из пеленки, в которую крошку Оленьку заворачивали в младенческом возрасте.
Интересно, что очередного сотворенного медведя Ольга фотографирует и показывает своим детям на странице «ВКонтакте». И дети не отмахиваются, не только «лайками» отвечают, но и другими комментариями. Обмен информацией происходит регулярно. Да-да, рукодельнице важно услышать мнение своих повзрослевших детей, чтобы убедиться: мы единое целое, не оторвались друг от друга. Получается, хобби мамы в каком-то смысле цементирует семью.

Напоследок Ольга поделилась творческими планами. Поучаствовав в выставках мастеров в Самаре, Казани, Москве, рукодельница мечтает доехать до Германии, где ежегодно в городе Мюнстере со всего мира собираются асы, чтобы предложить самой взыскательной и искушенной публике своих мишек Тедди. Ориентиром для творческого развития Ольга выбирает самую высокую планку и старательно осваивает новейшие технологии рукоделия.

Интересно:

Если верить немецкой истории, то родина мишки Teddi – маленький городок Гейнгене. Жила там швея по имени Маргрет Штайф. Девушка была больна и прикована к инвалидному креслу, поэтому любимым занятием Маргарет было шитье мягких игрушек. Творения юной швеи всегда выходили необычными и красивыми и очень скоро завоевали место в сердцах городской ребятни. Родители оценили талант дочери и помогли ей открыть свою мастерскую, которая постепенно переросла в семейный бизнес. Так возникла мануфактура мягких игрушек семьи Штайф. Идею же создать медвежонка Маргарет подал художник Рихард Штайф, приходившийся ей племянником. В 1902 году по эскизу Штайфа появляется первый плюшевый мишка Teddi. Потом он наделал много шума на ярмарке в Лейпциге, завоевал главный приз и приглянулся гостям из США, они заказали целую партию мишек.

фото: Площадь Свободы

Ольга Пимантьева, “Площадь Свободы”