До недавнего времени один из участников этой истории, выступавший в качестве свидетеля, вполне искренне считал, что важнее всего сохранять добрые отношения с соседями по дому. Теперь он убежден, что мир в садовом товариществе, где люди работают на земле, – основа основ.
Чтобы понять, что случилось, обратимся к показаниям потерпевшего и обвиняемого. Тут надо иметь в виду, что они рассказывали о конфликте, подчеркивая свои плюсы и минусы оппонента. Еще один момент: обвиняемый по возрасту годится в сыновья пострадавшему пенсионеру, то есть силы у них не равны.
Виктор Петрович (данные потерпевшего изменены) все лето, как и многие пенсионеры, живет на даче. С Сергеем С. общался как сосед, но не более того. Отношения испортились после случая с остатками бетона, которыми Сергей завалил ворота его дачи. Причем сильно испортились – они перестали даже здороваться.
10 июня к Виктору Петровичу заехал в гости, катаясь на велосипеде, еще один сосед. Он и Сергей в свое время учились в параллельных классах, но на рюмку водки заглянул к пенсионеру.
– Мы обсудили благоустройство дачи, а когда сосед стал уходить, то увидел Сергея и плохо о нем отозвался. Я ответил, что подтверждаю его слова. Когда сосед вышел на дорогу, ко мне на участок забежал Сергей, у него в правой руке были зажаты плоскогубцы. Ни слова не говоря, он ударил меня в челюсть. Помню звон в ушах, острую боль и какой-то хруст. От сильного удара я упал на землю, ударившись головой об стену дома. Когда очнулся, то кругом была моя кровь. Я поднялся на ноги и получил второй удар от Сергей. Чтобы не упасть, спиной привалился к стене и съехал на корточки. Было очень больно…
Когда на место происшествия прибыли сотрудники полиции, то Виктор Петрович отказался писать официальное заявление, сославшись на плохое самочувствие. Участковый потом отметил, что у потерпевшего изо рта текла кровь и разговаривал он с трудом. А еще находился в состоянии алкогольного опьянения: характерный запах, шаткая походка.
Пенсионера доставили в отделение челюстно-лицевой хирургии медгородка, где его госпитализировали. Диагноз: тройной перелом нижней челюсти со смещением отломков, рана затылка, кровоподтек подбородка. Эксперт дал заключение, что мужчине причинен вред здоровью средней тяжести, а самое главное – получить подобные повреждения нельзя при падении с высоты собственного роста.
Почему это важно? Потому что именно такой версии придерживался обвиняемый. Он рассказал, что 10 июня приехал с женой на дачный массив, где один участок принадлежит его отцу, другой – супруге. Когда услышал в свой адрес брань соседа, то не стал реагировать. Промолчал, когда тот кричал обидные слова в адрес покойного брата. А потом…
– В какой-то момент я устал терпеть оскорбления соседа и ладонью оттолкнул его, попав правой рукой по левой щеке. Сосед качнулся и упал. Сначала на левый бок, затем перекатился на спину. Я ушел к себе, сообщил жене о случившемся. Она сказала: пойдем посмотрим. Мы пришли, а там сосед, начав вставать на ноги, ударил меня кулаком по губам. Пошла кровь. Сосед от своего же замаха не удержался и ударился лицом в стену, после чего опрокинулся на спину…
Вам, уважаемые читатели, это ничего не напоминает? Сергей ранее не судим, а отмазки, другого слова не подберешь, у него какие-то уголовные: сам нарвался на мой кулак, врезался в стену то правой стороной, то левой и так далее. Конечно, пенсионер далеко не ангел, но апеллировать такими «аргументами»… Может, адвокат, кстати, бывший сотрудник полиции, подсказал?
Уголовное дело возбудили за умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести, а через некоторое время приостановили дознание «в связи с не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого», затем вообще прекратили уголовное дело. Пришлось вмешаться прокурору Комсомольского района Ярославу Смирнову, потребовавшему устранить нарушения уголовно-процессуального законодательства. Расследование было продолжено, и дело дошло до суда.
В суде наладчик подозриваемый вину признал, извинился перед соседом, заявив, что готов возместить ему моральный вред в размере… 5 тысяч рублей. Малый размер удивил и одновременно возмутил потерпевшего, который свои страдания оценил в миллион рублей. Тем не менее, суд вынес постановление о прекращении уголовного преследования Сергея, оштрафовав его при этом на 8 тысяч в доход государства. За потерпевшим оставлено право на предъявление гражданского иска относительно компенсации морального вреда.
Кстати, гособвинитель и потерпевший возражали против прекращения уголовного преследования Самгина. Адвокат пенсионера уже подал апелляционную жалобу, где просит направить дело на новое рассмотрение. Но это уже процессуальные моменты, для нас важно другое – добрыми отношения с соседями должны быть везде: в доме, на даче, в гараже и даже на улице. А иначе – куча проблем, осложняющих и отравляющих жизнь.
Сергей Русов, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 34 (1265) 06.09.19
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362