В Кисловодске за 200 лет побывали многие известные люди, оставившие свой след в истории нашей страны. Солженицыну в этом плане повезло – он там родился. Правда, прожил всего четыре года, а потом вместе с матерью перебрался в Ростов-на-Дону, где семья сильно бедствовала.
Если объективно, что маленький ребенок может запомнить из прожитых первых лет? Два-три ярких случая? Пожалуй. Поэтому мне стало интересно: на чем же построена музейная работа?
Скажу сразу, территория молодого музея не очень ухоженная. Суть в том, что сначала здесь приобрели и реконструировали дом с башенками, затем еще одно здание. Оно стоит не обихоженное, потому что нет на это средств из госбюджета. За забором – вообще полная разруха: недострои, котлованы с водой и бурьян, бурьян, бурьян. Хорошо, что в Кисловодске вообще нет комаров, а то не было бы от них спасения.
Ситуацию разъяснила научный сотрудник музея Анна Прудиус. Оказалось, что их учреждение имеет федеральный статус, а это значит, что рядом не должны находиться увеселительные и прочие заведения. По решениям суда все стройки были прекращены, но владельцы участков вредничают и ничего сносить не хотят.
В самом здании экспозиция размещена только на первом этаже, в основном, здесь рассказывается биография писателя. По словам экскурсовода, подлинных документов нет, если не считать книг писателя. Мы послушали фрагмент выступления Солженицына на вручении ему Нобелевской премии, а также одну из «крохоток» в исполнении автора. «Крохотки» – это миниатюры, наполненные философским смыслом. Интересно!
– А что находится на верхних этажах?
– На втором этаже – кабинеты наших научных сотрудников, на третьем – мультипликационная мастерская, где мы занимаемся с детьми творчеством. Наши ребята стали лауреатами национальной премии «Во благо мира».
Я попросил показать эту мастерскую. По скрипучим ступенькам мы поднялись наверх – обзор хороший, но тесновато и потолок низкий. С нынешними тольяттинскими коттеджами не сравнить. Экскурсовод показала заготовки для анимационного фильма «18/24», рассказывающего о детских годах Александра Исаевича.
Но, объективности ради, замечу, что и в рассказе научного сотрудника, и в воспоминаниях писателя, и в выступлении его второй жены (мы послушали запись), и даже в мультфильме звучали в том или ином виде три случая из детства Нобелевского лауреата. Всё! Маловато для музейной работы и творческого поиска.
Другое дело, что музей, и не только этот, может стать одним из культурных центров города, сея разумное, доброе, вечное. Это особенно важно сегодня, когда и детей, и родителей захватил интернет.
Гораздо больше меня удивил памятник Солженицыну, стоящий напротив… дачи Шаляпина. Где, вероятно, было подходящее место, там и соорудили в 2018 году скульптуру. Многие отмечают «скафандр» (это погребальный саван) писателя, его неестественно длинные и растопыренные пальцы, очень большую, непропорциональную голову. Разные ему дают названия, самое безобидное – пришелец.
Еще в музее я уточнил у Анны Прудиус, как вдова Солженицына отнеслась к этой неоднозначной работе. В ответ прозвучало, что скульптор показал ей только голову, она ответила, что похож.
Власти города утверждают, что Зураб Церетели денег за эту работу не взял, просто подарил монумент. Отношение кисловодчан к памятнику весьма неоднозначное, но отдыхающие у постамента фотографируются постоянно. Сам много раз видел – окна нашего номера были почти напротив.
Читайте: Отпуск в Кисловодске
Виктор Зимогоров, Тольятти – Кисловодск – Тольятти
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти»