Сокровище, спрятанное в центре города

    внешний вид стелы "Радость труда"

    Началась работа по восстановлению заброшенного арт-объекта – пятидесятиметровой стелы-панно «Радость труда», расположенной на пустыре за Дворцом спорта «Волгарь». Этот объект – творение академика Академии художеств СССР, народного художника СССР Юрия Королёва, 12 лет возглавлявшего Государственную Третьяковскую галерею (1980–1992), – давно будоражит общественность. Высказывались разные предложения относительно судьбы стелы: от создания вокруг восстановленного монумента музейного комплекса до фактической ликвидации – оштукатуривания и передачи его под открытый конкурс граффити.

    Работа такого масштаба требует серьёзных финансовых вложений и возможна лишь при объединении усилий и поддержке городских и региональных властей. В свою очередь Тольяттинский государственный университет (ТГУ), желая сдвинуть проект с мёртвой точки, уже начал действовать, предложив в помощь свои компетенции и кадровый ресурс. По инициативе ректора ТГУ Михаила Криштала создана рабочая группа, куда вошли проректор по внешним связям Дмитрий Микель, специалисты института изобразительного и декоративно-прикладного искусства (ИЗОиДПИ), архитектурно-строительного института (АСИ) и Центра урбанистики и стратегического развития территорий.

    18 сентября студенческий десант Тольяттинского государственного университета приступил к первому этапу будущих реставрационных работ – сбору опавшей со стелы смальты (кусочков цветного непрозрачного стекла). Собранный материал отсортируют по цветам и передадут вузовскому Центру мозаики, который создан в структуре ИЗОиДПИ, оснащён современным оборудованием и обеспечен кадрами. Возглавляет Центр мозаики ТГУ Алексей Зуев, который и инициировал сбор смальты.

    – Мы начинаем хорошее, доброе дело, связанное с сохранением нашего культурного наследия, – отметил ректор ТГУ Михаил Криштал. – Это эпичное полотно,где разворачивается вся история Советского Союза, начиная с революции: гражданская война, индустриальное строительство, Великая Отечественная война и победа в ней, восстановление народного хозяйства и – как вершина – создание ВАЗа, развитие инженерной мысли до уровня использования современных на тот момент компьютеров в инженерных расчётах – как послание нам, потомкам, в нашу цифровую эпоху. Если мы дадим этому погибнуть, то грош нам цена. Спасение мозаики – серьёзное дело, которое должно объединить город и горожан. Я очень рад, что идея зародилась в нашем университете, что она широко поддержана, прежде всего молодёжью. Давайте совместными усилиями это сделаем.

    – Если говорить о художественной ценности монумента, то она не подлежит сомнению, – считает заслуженный художник Российской Федерации, почётный академик Российской академии художеств, директор ИЗОиДПИ ТГУ Сергей Кондулуков. – Здесь заложен труд гениального художника, это уровень даже не российского, а мирового масштаба. Были задействованы лучшие мастерские по изготовлению смальты, лучшие специалисты по её сборке в мозаику. Мы видим, насколько это произведение гармонично, как одна тема вытекает из другой. Мозаика продумана и с философской точки зрения, и с идеологической, это житие ХХ века. И наша задача – добиться её полного восстановления.

    На сегодняшний день стела «Радость труда» – уникальное культурное наследие, спрятанное в центре города на заброшенном пустыре за бурьяном и временным забором. Памятник разваливается на глазах.

    До сих пор не найдены эскизы монумента, историки сомневаются и относительно первоначального названия арт-объекта. Так, учёный секретарь Тольяттинского краеведческого музея Ольга Симанова сообщила «Тольяттинскому университету», что стела могла называться «Страны Советов созидателям». Ещё есть варианты «50-летие СССР» и «55-летие образования СССР», поскольку ВАЗу имя «50-летие СССР» было присвоено в 1972 году, о чём сделана надпись на стеле, а само строительство стелы пришлось на год 55-летия образования СССР – 1977-й.

    Смальту для мозаичного эпоса собирали по всей стране, её выплавляли в разных городах. Одного только чёрного цвета 4 оттенка. Директор Центра урбанистики и стратегического развития территорий ТГУ Мария Степанова подчёркивает: такую смальту сейчас уже не производят, она уникальна.

    – Много сказано о важности и в социальном, и в художественном смысле, а я хотела бы обратить внимание на значимость этого объекта в градостроительном аспекте. Сейчас запущен процесс по восстановлению городских пространств, и у нас такой замечательный потенциал, доставшийся нам от предшественников, от наших родителей. Стела находится в прекрасном линейном центре (между улицами Революционной и Юбилейной), который изначально планировался как сеть взаимосвязанных озеленённых пространств. «Радость труда» изначально занимала это важное место, находясь вблизи спортивных объектов, позволяя со всех сторон ею любоваться. Сейчас она находится в запустении, но движение начато. Сквер имени Сергея Жилкина, сквер в честь 50-летия АВТОВАЗа, проект ТГУ «32 квартал», работа над которым сейчас ведётся, этот монумент – всё находится в одной линии, которая имеет все шансы стать центром своеобразного арт-кластера, местом, где будет развиваться творческая активность горожан, объектом туристической привлекательности.

    Дмитрий Микель, депутат Думы г.о. Тольятти, проректор по внешним связям ТГУ:

    – Мы постоянно говорим о нашем городе как о современном, развивающемся, у которого есть перспектива. Но у Тольятти есть и прошлое. К сожалению, у нас не так много исторических, знаковых мест, которые мы позиционируем как исключительные. Этот советский монумент может стать одним из самых важных и интересных мест в Тольятти, которое будет притягивать людей, – визитной карточкой Тольятти.

    Наталья Шуберт