У нас, кажется, решило подсластить пилюлю и внедрить в помощь родителям новый капитал.
Замглавы комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов объявил о щедром намерении ввести «первосентябрьский капитал», чтобы облегчить подготовку школьников к началу учебного года. Соответствующее обращение инициатор направил вице-премьеру Татьяне Голиковой. Он уверен (и небезосновательно), что позволить себе сборы ребенка в школу может не каждая семья, особенно в регионах. По его словам, родители вынуждены увеличивать расходы на покупку всего необходимого для учебы в ущерб другим тратам. Поэтому Чернышов предлагает запустить программу «Первосентябрьский капитал», в рамках которой родителям будут выделять дополнительные деньги для покрытия расходов на школу.
Устами министра да меду бы попить. Согласно опросу, проведенному сервисом Superjob, больше всего на подготовку ребенка к школе вынуждены тратить семьи в Красноярске и Новосибирске – в среднем по 9 тысяч рублей. Жителям Москвы сбор ребенка обходится в 8,7 тысячи. Меньше всего затраты у родителей в Перми – в среднем 6,5 тысячи. А в Тольятти и Самарской области люди, по самым скромным подсчетам, тратят около 7,8 тысячи. Причем только на содержимое рюкзака уйдет не меньше 2619 рублей – на ручки, карандаши, линейки и тетрадки в клетку и линейку.
Давайте отметим: подсчет ведется только на одного ребенка. Если в семье двое, а то и трое школьников, сумму можно увеличивать двое, втрое и так далее.
Если инициативу министра поддержат, к 1 сентября родители получат от государства компенсацию за сбор детей к школе. Размер и порядок начислений пока неизвестны. Да и какая нам разница. Ведь что, скорее всего, произойдет на деле? А вот что. Право на капитал будут иметь те семьи, которые смогут доказать государству, что действительно живут плохо и получают низкий совокупный семейный «белый» доход.
На практике таких семей не слишком много. У одних оформлены ИП (в этом случае процедура сбора справок о «белом» доходе для государства крайне сложная). В тех же регионах полно семей, у которых родители трудятся на дядю и официально не трудоустроены, а значит, в принципе не могут принести в соцподдержку никакие справки от работодателя. А сколько деревенских семей сидят без работы, тех, что живут только за счет своего огорода и скотины?
Получается, красивая инициатива на деле поможет лишь единичным семьям. Остальные будут безропотно нести груз обязательных трат ради удобства собственных детей-школьников. В последнее время практика социальных выплат показывает, что у нас давно освоили тактику «мягко стелет, да жестко спать», успешно ею пользуются и успешно сохраняют хорошую мину при весьма плохой игре.
Юлия Дроглева, газета «Площадь СВОБОДЫ»