Очень правильное название у новой выставки, открывшейся в Музее актуального реализма (ул.Юбилейная, 25). «Радость труда» – это не только про восстановление мозаичной стелы в Автозаводском районе, всколыхнувшее общественность.
В коллекции МАР много работ в стиле, условно называемом соцреализмом. Петр Оссовский, Иван Полиенко, Гурий Захаров, Давид Боровский и другие творили в 60-80 годы, прославляя труд рабочих, энергетиков, плотогонов, рыбаков и егерей.
Тогда же, в 70-е, создавалась и стела по проекту народного художника СССР, монументалиста Юрия Королева. Фотографии эскизов мозаичного панно, процесса работы над его реконструкцией гармонично сочетаются с экспозицией живописных полотен и графики из фондов музея, а также с плакатами той эпохи. Например: «Производительность труда – ключ к благосостоянию народа».
Как отметила одна из участниц проекта по восстановлению стелы, никто не знает, когда она стала называться «Радость труда». На торце монументального объекта имеется увитая лентами и цветами надпись: «В декабре 1972 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР Волжскому автомобильному заводу присвоено имя 50-летия СССР». Таково и название панно: «50-летия СССР».
В те годы у нас работало много столичных знаменитостей, все-таки рос город будущего. Юрий Королев – академик, лауреат государственных премий, последние 12 лет жизни был директором Третьяковской галереи. Создал мозаики и витражи для станций метро, дворца молодежи, центрального музея Вооруженных сил и гостиницы «Россия» – это всё в Москве. Тольяттинская стела призвана поражать воображение: 50 метров – длина каждого панно с западной и восточной сторон, торцы шириной по три метра, высота более пяти метров. История становления нового государства начинается с революции, далее показаны трудовые и боевые этапы. И завершается всё созданием крупнейшего автозавода. Автор изобразил в финальной сцене себя: с задумчивым видом он держит голубой макет «Лады».
Стела с покрытой смальтой площадью панно в 544 метра была полностью завершена в 1981 году. То есть до перестройки оставалось несколько стремительных лет, и облагородить территорию вокруг объекта просто не успели. Многие тольяттинцы до сих пор не знают, где он находится.
Но благодаря тольяттинскому госуниверситету, а также городским властям, до которых удалось достучаться, панно возрождается. В 2020-м в ТГУ создан центр мозаики, который спустя два года, после объединения с кафедрой ювелирного дизайна, преобразован в центр креативных индустрий. Возглавил его художник-график, доцент кафедры университета Алексей Зуев. К проекту присоединились специалисты из Санкт-Петербурга.
Художник-монументалист, реставратор и автор мозаик Владимир Игнатьев не только ответил на вопросы гостей вернисажа, но и представил свои работы. Кроме того, можно было полюбоваться на мозаики в римском и византийском стилях, созданные выпускниками краткосрочных курсов, действующих при центре креативных индустрий.
Создается впечатление, что мозаика в Тольятти входит в моду. Однако, по словам директора музея Ирины Яновской, мы вписываемся в мировой тренд:
– Мы возвращаемся к ценностям нашей истории, которые когда-то были отброшены как устаревшие. История развивается по спирали, пришло время собирать камни. Не нужно посыпать голову пеплом, в мировой истории развития монументального искусства очень часто разрушались его объекты.
Конечно, в Европе намного больше произведений древнего периода, но деньги на их восстановление и энтузиасты тоже не сразу находились. Например, базирующиеся в центре Рима термы Каракаллы, созданные во втором веке нашей эры, знамениты искусно выложенными мозаичными полами. Так они были отреставрированы и восстановлены только в 2017 году…
Кстати, нужно дополнить: мозаика – древнейший вид искусства, возник примерно во втором веке до нашей эры в Риме. Тогда же появилась и смальта – цветное непрозрачное стекло, которое вручную разрезали на специально неровные кусочки, которые создают особую рельефную структуру изображения. В советское время мозаика повсеместно использовалась для монументальных полотен, украшавших не только интерьеры, но и фасады зданий. Ведь она не выгорает и не поддается воздействию внешних факторов.
Хотя при этом возникает вопрос: каким образом под стелой, по словам участников проекта, было собрано полтонны этой смальты? Неужели вандалы забирались на пятиметровую высоту исключительно из потребности разрушения?! Цифры, приведенные в пространстве экспозиции, не могут не впечатлять: 445 квадратных метров панно отмыто от воздействия атмосферных осадков. 90 квадратных метров смальты утрачено, повреждено или вырублено.
Тем не менее, хочется процитировать поэта: «Работа адова будет сделана и делается уже». 5388 штук химических анкеров пошло на укрепление стелы. 55 квадратных метров мозаики воссоздано непосредственно на объекте. Шесть с половиной тонн смальты более чем двухсот оттенков использовано в восстановительных работах.
Из зала задали вопрос, откуда берут смальту. Алексей Зотов и Владимир Игнатьев рассказали, что сегодня этот художественный материал выпускают по технологии, сохранившейся с советских времен в Москве и Санкт-Петербурге. Закупали ее по частям в разных городах, что-то нашлось даже в Тольятти. Вроде пошутили, что могут добыть под заказ и даже со скидкой. Разумеется, сейчас этот материал востребован. Не только при ТГУ действуют курсы для любителей-мозаичистов.
– Мы отправляли смальтоварам образцы со стелы, – добавил Алексей Зуев, – и они делали нам смальту, стараясь в точности воссоздать требуемые оттенки…
В заключение вернисажа директор центра урбанистики ТГУ Мария Степанова рассказала и показала, как будет организовано пространство вокруг стелы – лавочки, аллеи. Хотя поначалу планировали поместить отреставрированный объект в закрытый павильон. Но общественность проголосовала за то, чтобы к стеле прославляющей Тольятти, был свободный доступ. Но только тем, согласитесь, кто способен оценить этот неумирающий, хоть и довольно беззащитный перед вандалами объект монументального искусства.
– А вы не считаете, что, восстанавливая эту стелу, возрождаете идеологию с ее символами, а также мифами и иллюзиями? – такой вопрос прозвучал из зала.
– Нет, – ответил сначала Зуев.
Затем его поддержал Игнатьев:
– Мы восстанавливаем произведение искусства. Да, восстанавливаем символы, но не эпоху. И мы отдаем дань людям, которые создали этот город, вложили в него душу. Это памятник на все времена, его нужно беречь, ценить и передавать следующим поколениям…
Открытие отреставрированной стелы-панно «Радость труда» запланировано на октябрь этого года.
Тамара Ушакова, газета «Вольный город Тольятти»