Собака играет живая! Собаке платят гонорар!

спектакль собачье сердце живая собака
фото: Драматический театр "Колесо" им. Г.Б. Дроздова

На сцене театра «Колесо» показал четыре спектакля русский драматический театр (РДТ) «Мастеровые» из Набережных Челнов. Города, который смело можно называть побратимом Тольятти. Градообразующее предприятие – автомобилестроительное, три района называются так же, как и у нас.

Заместитель директора РДТ Наталия Матиос еще и про третий момент сказала на торжественном открытии:

– Проектировал наш город тот же архитектор, кто создавал Автоград, – Борис Рубаненко.

Программа «Большие гастроли» действует давно, согласно гастрольно-концертному плану Минкультуры в рамках федерального проекта. Тольяттинские театры уже побывали во многих городах, а наши зрители на местных площадках успели познакомиться с самими разными – как столичными, так и провинциальными – театрами.

«Мастеровые» же у нас в первый раз, да и вообще в «Больших гастролях» участвуют впервые. Почему? На вопрос ответил директор театра из Татарстана Армандо Диамантэ:

– Потому что совсем недавно у нас появилось новое здание, до этого мы далеко не всякий театр могли к себе пригласить в наше маленькое здание на ответные гастроли. И первыми мы приехали к вам, в дружественный Тольятти. Мы же с вами – две автомобильные столицы!

Как сообщил Армандо Луиджиевич, в его театре работают уроженцы Тольятти, а в «Колесе» играет уроженка Набережных Челнов Елена Радионова.

– Ждем ее в составе труппы «Колеса» к нам на обменные гастроли. У нас был с постановками Малый театр, одна из актрис которого родом из Набережных Челнов. Угадайте, у кого было больше всего букетов?

Из четырех спектаклей мне удалось посмотреть два. Спектакль «Папаши» по пьесе Евгения Гришковца «Весы» для показа у себя запросили тольяттинцы, челнинцы изначально его не планировали везти.

– И они ведь угадали! – удивлялся директор РДТ, – продали все билеты, мест в зале нет совсем!

На что ответил директор «Колеса» Вячеслав Тиунов:

– Мы же знаем своего зрителя.

Постановка на общечеловеческие темы, что называется, зашла многим зрителям, которые после просмотра признавались, что пустили слезу. Мужской взгляд на самое сокровенное – рождение нового человека, ценность и уникальность каждой жизни, даже ответственность за нее.

Великолепная игра актеров говорит о хорошей «наигранности» этой востребованной постановки. Но больше всего меня поразила техническая сторона: настолько добротно сделанных спектаклей, пожалуй, еще не приходилось видеть. Объемное, задействовавшее всю глубину сцены, проработанное до деталей пространство, реалистичные декорации. Буквально накануне первого показа мне удалось увидеть, как поздно вечером у «Колеса» разгружалась огромная фура. Потом уже в сети я прочитала в интервью Диамантэ, что он не признает постановок с декорациями «за три копейки». Это о многом говорит. Например, об уважении к зрителю-традиционалисту, который все-таки, наверное, преобладает и в нашем городе, и в других.

Выбором самого театра с Камы стало «Собачье сердце», также собравшее в Тольятти аншлаг.

– Самый обласканный критиками спектакль. Материал острый, актуальный…

Здесь тоже камцы не согласны на условности. Собака играет живая!

– Так было изначально. Самой первой была дворняга по имени Чага. Изумительная была собака. Когда я видел ее на сцене, говорил актерам: «Ребята, Чагу вы никогда не переиграете!» Завтра уже другая собака приедет, ее зовут Алан. Когда хозяйка Чаги уехала в Воронеж, мы объявили кастинг с участием кинолога.

Требования к новому хвостатому актеру были серьезнейшие:

– Она не должна реагировать на большое количество людей, должна четко выполнять команды и абсолютно не иметь агрессии…

В итоге было подготовлено две собаки: как и обычные актеры, они должны быть в двух составах. Но теперь Шоколадка вышла, по словам Армандо Луиджиевича, на пенсию. Так что в конце лета будет новый кастинг.

Собакам в РДТ, видимо, живется неплохо. Шутка или нет, они даже гонорар получают. Причем он выше, чем у обычных актеров, говорит директор. Но актеры и другие работники театра собачьей жизни вовсе не завидуют, у них и так всё хорошо:

– Мы муниципальный театр, но начинали-то как студия при заводе. КАМАЗ об этом не забыл спустя почти полвека, с 1975 года мы существуем. Помогают нам во всем, каждый месяц выкупается полностью зал для рабочих. А недавно нам подарили грузовик!

Еще две постановки, показанные на сцене «Колеса» – «Свидетель обвинения» по Агате Кристи и «То самое» современного драматурга Дмитрия Калинина. Вообще-то в репертуаре РДТ несколько детективов королевы жанра. Но именно «Свидетель обвинения» – произведение в драматургическом жанре, созданное в 1953 году по мотивам раннего рассказа. Помню, что после прочтения мне очень хотелось увидеть воплощение этой тончайшей психологической вещи на сцене. И вот посчастливилось.

Снова добротные декорации, второй план в глубине сцены – утопающий в смоге туманный Альбион, а также использование в качестве сценического пространства всего, что можно! И в «Папашах» актеры начинали игру из зрительного зала, а в антракте в фойе звучал живой концерт из чудных советских песен. Пела педагог театра по вокалу Алена Иванова.

В антракте «Свидетеля обвинения» она пела на английском, в том же фойе на глазах у публики адвокату Уилфреду Робертсу в исполнении заслуженного артиста РТ Евгения Федотова якобы обычная зрительница передает пакет с важными уликами. Да и сам зал, все его зрители, становятся участниками суда, встают при торжественном «Встать, суд идет!» и даже решают судьбу героя в качестве присяжных.

Интересно, что в конце звучит просьба зрителям не раскрывать финальную интригу. Произведению более полувека, а в 2018 году по нему снят фильм. Какой секрет?! Но неужели практически весь зал решил подыграть и кинуть в черный ящик белый бюллетень, даже зная сюжет?! Я его, конечно, тоже не буду раскрывать, а спектакль стоило посмотреть, хоть он и длился вместе с антрактом почти три с половиной часа.

В сентябре «Колесо» привезет в Набережные Челны на обмен также четыре наименования: «Саня, Ваня, с ними Римас», «Венецианские близнецы», «Блажь» и «Мертвые души».

– Вы не переживайте, – пообещал Армандо Диамантэ, – мы их тоже продадим под ноль!

Надежда Бикулова, «Вольный город Тольятти»