На нашей очередной встрече с ветераном Волжского автозавода Юрием Целиковым затронули тему вазовского внедорожника.
– Вы упомянули о неуменьшающейся популярности нашего внедорожника. Согласитесь, уникальная ситуация с учетом того, что модель в этом году отпраздновала свое 40-летие…
– Было бы еще лучше, если бы палки в колеса не вставляли. На заводе придумали очень большую глупость, которая по советским законам вполне могла бы стать поводом для возбуждения уголовного дела за вредительство. Я тут недавно читал указ президиума Верховного Совета СССР от 10 июля 1940 года, где сказано, что выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции является противогосударственным преступлением, за которое директора, главные инженеры и начальники отделов технического контроля промышленных предприятий наказываются лишением свободы на срок от 5 до 8 лет.
– Не терпится спросить: что же на ВАЗе такого натворили, что вы вспомнили закон военного времени?
– Из конструкции всеми нами любимой «Нивы» (вернее, модели «4х4») вдруг решили убрать грязезащитный экран шумоизоляции для моделей, выпускаемых для внутреннего рынка. Это поддон снизу, который защищает двигатель от грязи и снега. Мы в феврале провели испытания, проехав на внедорожнике полтора километра без защитного экрана, а потом, когда капот открыли, то даже двигатель не увидели – всё в снегу было. Когда рассказал об этом создателю «Нивы», почетному гражданину Тольятти Петру Прусову (это было незадолго до его смерти), он долго смеялся, не веря, что такое возможно. Помню его слова: «Ты, Целиков, наверное, первоапрельскую шутку готовишь».
– Кто стоит за этим решением и чем оно мотивируется?
– Якобы в Казахстане грязезащитный экран стал причиной того, что под капотом начала скапливаться трава, а это может привести к воспламенению от коллектора. При этом для зарубежных стран (в том числе Казахстана) комплектация не изменится, а вот в России машины будут продаваться без экрана. Не исключено, что просто решили немного сэкономить на комплектации автомобиля. Решение принималось директором проекта «Лада 4х4».
– Директор русский?
– Это женщина, по образованию – филолог, раньше преподавала английский язык, а потом работала в Санкт-Петербурге вместе с нынешним вице-президентом ВАЗа по инжинирингу. Теперь вот руководит здесь, получая огромный оклад. В общем, пришлось мне подключать к решению возникшей проблемы нового вице-президента по качеству. Надеюсь, что здравый смысл победит, а если экран всё-таки снимут, то владелец автомобиля должен будет покупать его дополнительно и тратить деньги на установку. Думаю, это обойдется в несколько раз дороже.
Андрей Липов, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 21 (1149) 02.06.17
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362