Сладкий праздник Новруз-Байрам

Региональная общественная организация «Союз азербайджанцев Самарской области» отметила начало народного праздника прихода весны.

Этот праздник традиционно символизирует приход весны и обновление природы. В Азербайджане принято отмечать праздник в течение пяти дней, в эти дни обязательно входят дни весеннего равноденствия. В этом году — это 20 и 21 марта.

На празднично украшенных столах красивые подносы с азербайджанскими сладостями: шекербура, пахлава, бадамбура, гогал, всевозможная выпечка. По соседству украшают стол раскрашенные яйца — это обязательное угощение Новруза. А в центре расположена сэмэни (тарелка с пророщенной пшеницей) — непременный атрибут празднества как символ неугасающей силы жизни. Густая зелень обвязана красной лентой и на фоне белоснежной скатерти похожа на огромный изумруд в обрамлении рубинов — чудное украшение стола! Само приготовление сэмэни сопровождается песней «Сэмэни, храни меня, ежегодно буду растить тебя» в то время, когда замачивается горсть пшеницы как символ изобилия и достатка. Помимо горячего и овощей с жареным мясом к праздничному столу обязательно подают плов — главное блюдо Новруз-байрама.

Открывая праздник, от имени председателя РОО «Союз азербайджанцев Самарской области» Гурбанали Бабаева собравшихся поздравил его первый заместитель Насих Дашдамиров. Азербайджанцам города и области он пожелал мира, благополучия и процветания. Прозвучали поздравления с Новым годом и от заместителя общества Аждара Насирова, Сафарали Бабаева, от Совета старейшин — Насими Мусаева.

На вечере присутствовали приглашенные: представитель отдела культуры мэрии города Юлия Кирбитская, председатель чувашской национально-культурной автономии г.о. Тольятти «Шанчак» Александр Бикмурзин, председатель совета старейшин Центра корейской культуры «Коре» Эрест Огай, председатель городской НКА татар Тольятти Рауф Кирасиров. От имени гостей с поздравлениями выступили: председатель совета диаспор г. Тольятти, председатель автономной некоммерческой организации «Мордовский культурный центр» Юрий Демкин, председатель совета старейшин чувашской НКА «Шанчак» Алексей Глухов и руководитель отдела этноконфессиональных отношений мэрии Тольятти Олег Якимов.
Настоящим украшением празднества стал зажигательный танец «Лезгинка» в исполнении подрастающего поколения (Ильи Аскерова и Вугара Мирзоева). Для детей проводились конкурсы, и, конечно, никто не ушел без подарка. Самой первой, самой смелой оказалась четырехлетняя Алсу Насирова, которая спела песню. А Алина Аскерова прочитала очень красивые стихи об Азербайджане. Весь вечер звучала народная музыка, пронзительно пела скрипка, согласно традиции ханенде (народные певцы) исполняли старинные азербайджанские песни — голосами сильными, высокими, красивыми. И взрослые, и дети показывали свое умение в исполнении традиционных народных танцев. Для гостей играл ансамбль «Хазар» (в переводе на русский означает «Каспий»), руководит которым Эльданис Рустамов.

В Азербайджане накануне Новруз-байрама отмечается четыре ахыр чершенбе, символизирующие воду, огонь, ветер и землю. В первый день Новруза все встают рано, желают друг другу благодатного и счастливого нового года. По традиции угощают сладостями (утром необходимо съесть мед или сахар). Есть обычай красить сваренные яйца и проверять их в игре на прочность. Еще одним любопытным обычаем является гадание в навечерие Новруза — дуюн ачмаг (развязывание узла).

В дни праздника принято одаривать людей «праздничной» долей (Новруз пайы). В поднос укладываются лакомства, свечи, хонча и отсылаются соседям и друзьям. В этот день семья жениха непременно отправляет подарки в дом невесты — сладости, золотые и серебряные изделия и пр. Семья невесты тоже оказывает знаки внимания дому жениха.

С наступлением вечера на улицах вспыхивают костры. Люди по-семейному берутся за руки, танцуют вокруг костра, а потом прыгают через огонь. Существует поверье, что очищающее пламя костров пожирает зло и все недуги. Русский ученый и этнограф Всеволод Миллер, касаясь этого обычая, писал, что «костры зажигались как символ новой жизни, возродившегося солнца». Совсем как на русскую Масленицу, только почему-то в России этот праздник православными празднуется в другое время. В Новруз устраиваются народные игры, канатоходцы демонстрируют свое мастерство, пехлеваны (народные борцы) меряются силой, на площадях разыгрываются спектакли, один из самых популярных — комический «Коса-коса». В сельской местности устраиваются конные состязания, игры в човган, петушиные бои. Новруз — семейный праздник, как правило, в его дни примиряются те, кто был в ссоре, в обиде друг на друга.

Завершил праздничный вечер Насих Дашдамиров словами благодарности за участие в празднике и наилучшими пожеланиями.

По возникающим вопросам можно обращаться в общественную приемную РОО «Союз азербайджанцев Самарской области» по адресу: г. Тольятти, пр-т Ст. Разина, 8 (2 этаж, офис 5).

Справка:
Еще в 1836 году в «Обозрении российских владений за Кавказом» дается описание празднования Новруза у азербайджанцев (в книге они названы татарами) Елисаветполя (тогда так назвали Гянджи). В 2009 году Новруз был включен ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.

Интересно:
Одним из обрядов праздника весны, связанным с хозяйством и скотоводством, является обвязывание красной материей рогов быка, дойной коровы и баранов, выделенных для свадьбы. В Новруз нельзя закалывать скот и убивать животных. Также не принято давать в долг, чтобы не лишить дом достатка. По традиции в эти дни следует остерегаться дурных слов и поступков.

Лариса Агишева, газета “Площадь Свободы”

Союз азербайджанцев Самарской области

фото: “Площадь Свободы”

фото: из открытых источников