Давайте поговорим о зарплатах водителей автобусов – именно в этом видится на сегодняшний день основная причина оттока кадров в автотранспортном предприятии Тольятти.
– Когда в конце прошлого года планы строили, то рассчитывали выйти на уровень 70 тысяч рублей в месяц с учетом переработки, – сказал недавно глава города Николай Ренц. – А теперь понимаем, что этих денег людям недостаточно. Стоимость труда водителей должна быть не менее 80 тысяч, а с переработками – более 100 тысяч в месяц. Как этого достичь? Цена проезда должна быть другой либо необходимо больше бюджетных денег на эти цели тратить…
Пока чиновники думают, мы решили сравнить приблизительную зарплату водителей автобусов в 50 крупнейших городах страны.
Использовали данные с официальных сайтов пассажирских предприятий, из новостных лент, а также с сайтов, специализирующихся на объявлениях по поиску работы.
Пока искали информацию, сделали вывод, что кадровая проблема актуальна для большинства городов.
К примеру, в Челябинске даже предусмотрели стимулирующие выплаты для новых сотрудников в размере 500 тысяч рублей. Получить их можно двумя способами. Первый – по 20 с небольшим тысяч ежемесячно в течение двух лет. Второй – 50 тысяч при поступлении на работу, 150 – через год и 300 – еще через год. Важное условие: не должно быть аварий по вине водителя и нарушений трудовой дисциплины.
А в Ростове-на-Дону водители жалуются в соцсетях, что более-менее приличную зарплату в 60 тысяч рублей можно получить, только если работать с 5 утра до 23:00.
– Официально, по графику, водитель должен отработать 11 часов в сутки, а на следующий день отдыхать, – написал один из них, представившийся Сергеем. – Или работать в сменном графике два дня через два. Но, поскольку водителей не хватает, напарники есть не у всех. В итоге получается, что водитель работает по 11-12 часов каждый день, получая при этом 45 тысяч.
Кстати, Ростов-на-Дону – далеко не худший город по размеру зарплаты водителей. В других местах и до 40 тысяч зарплата не дотягивает, что делает работу совсем уж неблагодарной. Неслучайно, что много комментариев примерно такого содержания:
– Вы, ребята, езжайте лучше в Москву. Там по 65 тысяч уборщицам платят, а зарплата водителей автобусов – от 120 до 180 тысяч. Могу даже адрес сказать. К примеру, крупный супермаркет на Коммунарке на своих автобусах покупателей от метро забирает. Там водители по 120-140 тысяч получают.
То, что именно столица является лидером нашего рейтинга, едва ли кого-то удивит. Вот какую вакансию водителя автобуса и электробуса мы нашли на сайте Мосгортранса:
– Требования: образование не ниже основного общего, медкомиссия, предварительное обучение со стипендией в 40 тысяч рублей, возраст от 21 года. Зарплата от 80 до 120 тысяч рублей плюс дополнительные выплаты молодым специалистам (20 тысяч каждые первые три месяца, 30 – через полгода, 40 – через год).
Также мы решили узнать, сколько получают в столице водители других видов общественного транспорта. Машинист поезда в метро – от 128 тысяч, водитель трамвая – от 100 тысяч, троллейбуса – от 60-ти.
Что касается нашего города, то на одном из сайтов объявлений нашли вакансию АТП №3, опубликованную не так давно – 13 марта. Так вот, там указана зарплата от 68 до 85 тысяч рублей до вычета налогов, хотя в новостных лентах в основном мелькают другие цифры – от 50 тысяч (чистыми) и выше. Видимо, у нас, как и в Ростове-на-Дону, всё зависит от количества переработок.
Для сравнения, в Самаре требуется водитель на автобус, возить вахтовиков, с зарплатой от 117 до 139 тысяч рублей на руки, а в Тольятти, рядом с одной из кольцевых развязок, мы увидели большой рекламный щит с надписью:
– Приглашаем водителей категории «D» с картой тахографа на новые автобусы ПАЗ. Зарплата – 150 тысяч рублей.
Судя по сопровождавшей рекламный текст фотографии, работать предлагается на так называемых межмуниципальных маршрутах (№ 170, 303 и так далее), курсирующих через город в близлежащие к нему населенные пункты Ставропольского района. В любом случае, соблазн для сотрудников АТП №3, видящих эту рекламу, есть.
Добавим, что если мэрии действительно удастся добиться повышения зарплаты водителей до 80-100 тысяч, то наш город может войти в первую десятку по России. Впрочем, об этом пока говорить рано…
Илья Просекин, «Вольный город Тольятти» № 12 (1498) 29.03.24