Скандальные книги

дети читают книгу

Прошедшая в ДК «Тольяттиазот» лекция интеллектуального клуба «Химия слова» на этот раз была посвящена скандальной классике, собрав неравнодушных читателей и литераторов.

Лекция филолога Елизаветы Касиловой так и называлась – «Скандальная классика: как читать ее сегодня». Почему эти произведения в свое время наделали много шума, а некоторые были под запретом? И как скандальное в книгах связано с эпохой? «Лолита» Набокова, «Любовник леди Чаттерлей» Лоуренса, «Джейн Эйр» Бронте, «Гарри Поттер» Роулинг – каждая из этих книг стала скандальной по какой-либо причине.

«Гарри Поттер» – произведение детское и связано оно с религиозным подтекстом. Когда он еще только публиковался, то во многих странах, в том числе и у нас, был принят весьма бурно и часто негативно со стороны именно религиозной общественности. И романы о юном волшебнике были названы греховными.

Почему их посчитали книжками плохими, способными научить ребенка чему-то нехорошему? И поэтому их обязательно нужно изъять. Собственно, некоторые американские протестанты так и поступали, даже сжигали.

– Так что там греховного? Да ничего, по сути. Всего лишь – нарушение горизонта читательских ожиданий. Берет человек в руки книгу и знает, какой она должна быть и как должна быть написана. Вы, например, уже читали детские книжки, фэнтези, и думаете: ага, она будет похожа на вот это.

У вас есть ожидание, связанное с жанром. Когда вы берете в руки детектив, вы не ожидаете, что это будет книга кулинарных рецептов, – сказала филолог. – В данном случае «Поттеру» предъявлялись ожидания, связанные с детской литературой и с жанром сказки. Так какой должна быть сказка? Какие претензии выдвинули книгам Роулинг?

Упрекали в том, что дети, почитав историю про волшебника, начнут сами колдовать. И таким образом что-то плохое с ними может случиться. Сядут на швабру и прыгнут со стола или выпьют какой-нибудь отвар.

Так в чем новаторство Роулинг? Что делает ее книжку скандальной? Избранный художественный прием, потому что писатель не просто описывает волшебников – это делали и до нее, многократно. Она пишет о процессе волшебства с невиданной до того детализацией. Волшебные манипуляции уподобляются физическим опытам и процессам. И многие оказались к такому не готовы. Мы, судя по всему, привыкли воспринимать волшебство неким обобщенным образом: взмахнул магической палочкой, и что-то там получилось.

Упрекают писательницу и в том, что ребенок, начитавшись ее книжек, начнет тащить всё, что он узнал из них, в реальную жизнь. И опять новаторский художественный прием. Мир волшебников в поттериане очень близок реальному, они не разведены, не существуют в разных вселенных. В «Алисе в стране чудес» нужно прыгать в кроличью нору, а в «Поттере» мир волшебников может скрываться за поворотом. К этому тесному контакту двух миров взрослый читатель был не готов, детям по большей части всё нравилось.

А еще Роулинг упрекали в темах, которые вообще не должны затрагиваться в детской литературе. Одна из них – смерть. Оказывается, определенной группе взрослых комфортнее держать ребенка в некотором неведении по данному вопросу. Оно защищает его от окружающего мира.

И тогда вопросы: как детское произведение должно соотносится с окружающим миром? Насколько оно должно рассказывать ему о тех проблемах, с которыми столкнется? О тех вызовах, которые он так или иначе будет вынужден принять?

– И надо сказать, что «Гарри Поттер» был первой ласточкой в этом направлении. Но сейчас современная детская литература всё больше и больше начинает работать с темами, которые долгое время были скандальными и запрещенными. Одна из задач детской литературы – формирование правильных моделей поведения.

Когда даем ребенку читать какую-то книжку, мы, помимо всего прочего, думаем, что эта книжка должна его чему-то научить. А чему научить?

Детская литература отражает запросы общества. Каким общество хочет видеть ребенка и, соответственно, будущим членом этого самого общества? – спросила лектор. – Глядя на сегодняшнюю детскую литературу, мы видим, что нам нужны члены общества, которые умеют работать с болезненными темами, а не отгораживаться от них. И появляется всё больше произведений, которые затрагивают некогда табуированные темы. В этом ключе «Гарри Поттера» можно считать невинным.

«Удивительные приключения Маулины Шмитт». Героиня не просто живет в семье, которая разводится, она уезжает из любимого дома от отца, а жить будет с матерью. Но и это не беда. Девочка узнает, что мама тяжело и смертельно больна. Произведение закончится смертью матери главной героини. И эта книга о том, как научиться ребенку воспринимать смерть, как вообще говорить с ним об этом.

«Дети ворона» Юлии Яковлевой. Родители главных героев репрессированы. И возникают очень болезненные вопросы: каким образом, с каких позиций изображать очень важные, до сих пор больные вопросы нашей истории? Можно ли о репрессиях говорить с ребенком? О блокаде Ленинграда?

А вот «Чудо» Ракель Паласио. Филолог настоятельно рекомендовала ее и детям, и взрослым. Также посоветовала сначала прочитать произведение, а уж потом смотреть одноименный фильм с Джулией Робертс.

Роман уже стал современной классикой, при этом не потерял своего новаторского характера. Главный герой – мальчик с тяжелым генетическим заболеванием, у него страшное, изуродованное лицо. И до 5-го класса он живет и учится дома. Но родители понимают, что он не может всю жизнь прожить в своей детской комнате. Мальчик должен научиться жить вместе с другими людьми, принимать их взгляды.

Эта история, казалось бы, очень сентиментальная, банальная, подумаешь, главный герой – инвалид. На самом деле, произведение многоплановое. Книжка делится на несколько частей, первая – от лица главного героя-инвалида – повествует о тех трудностях, с которыми он сталкивается.

Далее о своей жизни рассказывают его лучший друг, затем сестра, ее молодой человек. И чем дальше, тем больше мы понимаем, что у каждого свои трудности, с которыми приходится сражаться.

Эта книга о том, когда мы жалеем себя и думаем, как нам пришлось несладко на самом деле. Чужие проблемы точно так же заслуживают уважения. И нет людей, которым приходится в этой жизни легче. Эта книга о том чуде, которое мы можем совершить для себя самих и других людей…

Ксения Рис, газета «Вольный город Тольятти»