Ситуация плачевная

«Ассоциация ЖКХ г. Тольятти» настаивает на новых правилах игры для участников городской программы благоустройства.

Как ранее сообщала «Площадь Свободы», в 2017 году в г.о. Тольятти на благоустройство дворовых территорий по программе обеспечения комфортной городской среды предусмотрено 219 млн руб., из которых 24 млн руб. — средства городского бюджета, 111 млн руб. — средства областного бюджета, 84 млн руб. — средства федерального бюджета. С целью реализации программы по согласованию с жителями многоквартирных домов администрацией г.о. Тольятти был сформирован адресный перечень из 225 подлежащих благоустройству объектов, включивший в себя в том числе 198 дворов, ремонт которых предложили осуществить обслуживающим жилищный фонд управляющим организациям.

Подобная практика в г.о. Тольятти применялась и раньше — еще в 2014-2015 годах УК за свой счет по заданию городских властей и по согласованию с жителями устанавливали детские площадки, монтировали спортивные снаряды и хоккейные корты, ремонтировали автомобильные проезды и тротуары на прилегающих к многоквартирным домам территориях, а затем на основании платежных документов предъявляли выполненные работы в муниципалитет, который и компенсировал им понесенные затраты. Зачастую, правда, субсидии на компенсацию расходов поступали с существенным опозданием: бывало, что деньги за благоустройство УК вынуждены были ждать по три-четыре месяца и более. Есть риск, что и в этот раз ситуация с задержкой выплат повторится. Неслучайно представители «Ассоциации ЖКХ г. Тольятти», которая включает в себя крупнейшие управляющие организации города, предметно обсудили тему субсидий за благоустройство 19 сентября 2017 года на заседании постоянно действующей комиссии Думы г.о. Тольятти по городскому хозяйству.

Необходим диалог

Генеральный директор ООО «УК № 1 ЖКХ» Владимир Морозов отметил, что возглавляемая им организация к середине сентября выполнила мероприятия по благоустройству во дворах в среднем на 70%, а к концу месяца готова выйти на 100-процентное выполнение. Однако в ожидании субсидий организация вынуждена рассчитываться с поставщиками оборудования и подрядчиками с использованием средств населения, предназначенных на оплату жилищно-коммунальных ресурсов. Мера вынужденная и, естественно, грозит управляющей компании штрафными санкциями со стороны ресурсоснабжающих организаций. Поэтому Владимир Морозов поставил перед городскими властями вопрос о необходимости диалога с энергетиками, чтобы те хотя бы до 1 января 2018 года не выставляли должникам пени, если УК-неплательщики задействованы в реализации программы благоустройства.

Руководитель ООО «Управляющая компания № 3» Виктор Силивоненко, выступая перед депутатами, заявил: если предложения управляющих организаций не будут услышаны и приняты в работу, то УК № 3 в 2018 году полностью откажется от участия в реализации программы благоустройства. Виктор Силивоненко отметил, что, выполнив задачу практически на 100%, до сих пор УК № 3 не имеет договоров о субсидиях с муниципалитетом, то есть работает фактически под честное слово чиновников. Тем временем вышестоящие кураторы программы «Комфортная городская среда» уже на финишном этапе ее реализации диктуют исполнителям все новые и новые условия, которые могут существенно усложнить процесс получения УК компенсационных выплат. Также Виктор Силивоненко подчеркнул, что в случае отсутствия полноценного диалога с заказчиками программы благоустройства руководство УК № 3 предложит всем членам «Ассоциации ЖКХ г. Тольятти» поставить вопрос о дальнейшем участии в социально значимом проекте в области городского хозяйства.

По словам руководителя ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» Виктора Попова, на протяжении всех лет, когда УК своими силами реализуют программу благоустройства на придомовых территориях, вопрос компенсации их расходов является краеугольным. Нередко для расчета с поставщиками и подрядчиками управляющие организации вынуждены брать многомиллионные кредиты, проценты по которым бюджетными субсидиями не покрываются. Таким образом, ввиду позднего поступления компенсационных выплат УК фактически вынуждены рассчитываться с банками деньгами населения и собственными средствами. Виктор Попов полагает, что урегулировать вопрос своевременного перечисления субсидий необходимо прежде всего на уровне министерства энергетики и ЖКХ Самарской области, поскольку именно на областной бюджет приходится основная нагрузка по финансированию программы благоустройства. Попов убежден: с профильным региональным министерством можно и нужно договариваться, и наладить такой диалог — задача муниципальной власти.

Утром деньги, вечером стулья

Как объясняет заместитель председателя Думы г.о. Тольятти Александр Денисов, основная проблема заключается в том, что субсидии по программе благоустройства предоставляются в целях возмещения затрат, фактически понесенных УК при выполнении ремонтных работ во дворах. Таким образом, прежде чем подать заявку на субсидию, управляющая организация должна рассчитаться со своими поставщиками и подрядчиками за приобретенный асфальт или поставку и монтаж оборудования для детских площадок и лишь после этого предъявить муниципалитету акты выполненных работ и подтверждающие платежные документы.

При этом Министерство финансов РФ еще в 2015 году сообщало, что субсидии также могут носить авансовый характер, то есть могут предоставляться в целях финансового обеспечения затрат, планируемых их получателями. Кроме того, порядок предоставления таких субсидий устанавливается местной администрацией, которая, соответственно, и может регулировать перечень документов, необходимых для осуществления выплаты. На этом основании, полагает Александр Денисов, фактические затраты УК на мероприятия по благоустройству могут быть подтверждены актами выполненных работ и договорами подряда без предоставления в муниципалитет платежных поручений об оплате услуг поставщиков и подрядчиков. Вице-спикер уверен: если такое изменение будет принято, то вопрос с УК будет автоматически решен.

А пока ситуация плачевная: управляющие организации ищут средства для расчета с подрядчиками и поставщиками, но не имеют никаких гарантий и точных сроков, когда компенсационные выплаты в виде субсидий поступят из бюджета на их счета. При таком положении дел неудивительно, что УК готовы отказаться от благоустройства: кому понравится работать себе в убыток, с риском получить финансовые и правовые претензии от поставщиков коммунальных ресурсов, надзорных и контролирующих органов?

Цифра

198 дворовых территорий г.о. Тольятти должны быть благоустроены в 2017 году силами управляющих организаций по программе создания комфортной городской среды.

Наша справка

Участники «Ассоциации ЖКХ г. Тольятти» с целью защиты средств собственников многоквартирных домов предложили поставщикам коммунальных ресурсов до 1 января 2018 года не начислять пени УК-должникам, если они задействованы в реализации программы благоустройства.

Иван Дмитриев, «Площадь Свободы»
mail-ps@mail.ru

благоустроенная детская площадка

фото: «Площадь Свободы»

фото: из открытых источников