Завод всегда находился под пристальным вниманием государства. Оно и понятно: самое большое автомобильное предприятие в России, почти 36 тысяч рабочих, десятки смежных предприятий и несколько жизненно важных отраслей, зависящих от бесперебойной работы предприятия. Закономерно, что в кризис руководство страны решило поддержать работников, которых на полгода отправили в режим неполной рабочей недели. Были выделены средства, и трудящимся представилась возможность подзаработать на «дополнительных работах». Но оказалось, что с помощью не всё так гладко…
Через пень, через колоду
Дополнительные работы для сотрудников автозавода государство организовывало и ранее, поэтому скажем откровенно: многие их ждали. Но до последнего момента – вплоть до 29 сентября, когда вступил в силу режим неполной рабочей недели, – информации о данной форме поддержки никакой не было.
Одновременно с этим сотрудникам изменили четырехдневный график, перенеся рабочие дни в ноябре на «выходные» – неоплачиваемые пятницы. По новому графику работники неделю отдыхают, а потом три недели работают по пять дней в неделю. Всё говорит о том, что допработ не будет.
Руководство либо само до последнего не знало, будут организованы допработы или нет, либо скрывало информацию об этом. В первую неделю октября на заводе вдруг стали экстренно всех обязывать подписать дополнительное соглашение о работе по пятницам. Якобы уговаривали подписать и заверяли при этом: мол, если вы не сможете, то можно не выходить.
Ох уж эти беседы
Как оказалось позже, многие такое дополнительное соглашение подписывать отказались. Некоторые из тех, кто подписал, всё равно не выходили работать в пятницу. До конца октября всё было тихо и спокойно, несмотря на то, что в некоторых бригадах количество отказников доходило до 50%.
И вот приблизительно с этого времени рабочим, которые подписали договор, но не выходили, стали угрожать дисциплинарными взысканиями, фиксацией прогулов с занесением в трудовую и т.д. Всех не подписавших начали вызывать к начальству, с каждым в отдельности проводили увещевательно-стращательные беседы.
В этих беседах начальство обвиняло рабочих в неблагодарности: мол, руководство страны пошло тебе на помощь, а ты, редиска, отказываешься. Деньги можно было потратить на безопасность страны, а потратили на тебя, но ты не оценил заботу. А ну выходи на допработу! Бюджет надо освоить!
Такие аргументы приводило руководство рабочим. Но сотрудники стояли на своем: «Нет! Спасибо, но не хочу!».
Мотивы неповиновения
Конечно, «Не хочу!» – не аргумент, а позиция. Истинные причины отказа мы выяснили в личных беседах с сотрудниками автогиганта. Многие из этих причин повторяются. Вот самые распространенные:
«За четыре дня я делаю норму, как за пять. Сил на работу в пятницу просто нет!»
«Я уже нашел подработку и обещал человеку. К тому же за меня поручился родственник. Подводить других считаю неправильным, да и в городе я заработаю больше!»
«В 2024 году много работал сверхурочно, чтобы закрыть долг, – по шесть, семь дней в неделю. Из-за этого обострились все мои болячки, и теперь нужно поправить здоровье!»
«На прошлых подработках я сорвал спину и отравился парами краски. Больше такого не хочу…»
«Красить трубы десятый раз? Рисовать разметку и убирать траву? Я учился и повышал квалификацию не для этого. С пятым разрядом выполнять подсобную работу за копейки – нет, не буду!»
«Я уже на пенсии. Пенсионные плюс зарплата (пусть и урезанная) – для меня достаточно. Остался только потому, что руководство попросило, а на самом деле работать уже сил нет. Для себя решил: как только завод пойдет по полной, буду увольняться».
Что говорит закон?
Вызов сотрудника и разговор с ним о необходимости заключить трудовой договор на допработы могут быть восприняты как принуждение. А принудительный труд в нашей стране запрещен. И это закреплено не только в Трудовом кодексе РФ, но и в Конституции.
Также возникают сомнения в законности работ, которые выполняют сотрудники по такому трудовому договору. Согласно документам, допработники должны трудиться «подсобными рабочими 2 разряда». В Едином тарифно-квалификационном справочнике такая деятельность соответствует погрузочно-разгрузочным работам (грузчик). Покрасочные работы, работы дворником или любые другие обязанности, не прописанные в договоре, являются грубым нарушением прав работника.
Все сотрудники, задействованные на покраске, утверждают, что у них не было наряда на проведение пожароопасных работ, отсутствовали огнетушители и другие меры безопасности. Часто использовались лестницы и средства подмащивания, на которые у многих просто нет допуска. А если случится ЧП?
Вызывает вопросы и ситуация, когда в конце смены сотруднику сообщают, что он был на «допработах», а за основное место работы ему оплатят простой в размере 2/3 от оклада. Рабочим такие кульбиты выгодны, многие молчат – и будут молчать… до первого вышеупомянутого ЧП.
А целесообразность вообще есть?
Допработы также негативно сказались на производственном процессе.
По пятницам уборку и наведение лоска осуществляют только в первую смену. Но как быть тем, кто во вторую смену до часа ночи стоял у станка? Ехать на новую смену через семь часов невыспавшимся и неотдохнувшим? После таких претензий работников второй смены стали отпускать пораньше, что вредит основной работе предприятия.
Всё это не улучшает, а только ухудшает и без того напряженную атмосферу в коллективе. Сотрудники недовольны ситуацией и руководством, которое в очередной раз пытается догнать двух зайцев.
Мнение
Григорий Басистый, председатель независимого профсоюза «МОЛОТ»:
– Сложившаяся ситуация ярко демонстрирует отсутствие заинтересованности трудящихся в дополнительных работах за низкую оплату. Не добавляют заинтересованности и методы, которыми начальство мотивирует рабочих выйти: все разговоры сводятся к угрозам и обвинениям. Аргументы «о неблагодарности» и о том, что «деньги можно было потратить на другие нужды», выглядят нелепо и нелогично. Считаю, что всё это принуждение продиктовано необходимостью руководства отчитаться о цифрах, показателях: дескать, всем помогли, все довольны. Но вместо улучшений условий труда и реального увеличения заработной платы мы видим всё то же выжимание соков из рабочих и единовременные выплаты для поддержания штанов. Такую ситуацию давно пора менять! Необходимо объединяться на основе независимых профсоюзов, выдвигать требования по реальному улучшению условий труда и добиваться их удовлетворения.
Иван Сомов, «Тольяттинский навигатор»
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», 03.12.2025
Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 63 — 01005 от 19.04.2022