Шквал обращений от жителей Тольятти: Нужно наводить порядок

жители дома во дворе
фото: «Площадь Свободы»

На своих страницах «Площадь СВОБОДЫ» не раз рассказывала о конфликтных ситуациях, в которых оказывались жители многоквартирных домов Тольятти при смене обслуживающих организаций. В пылу конкурентной борьбы недобросовестные управляющие компании нередко используют незаконные методы завоевания своего места на рынке ЖКХ. В ход идут фальсификация решений собственников, подделка протоколов общих собраний и подписей жильцов.

– Проблема злоупотребления законными правами собственников уже вышла как на региональный, так и на федеральный уровень. В частности, 15 февраля этот вопрос был рассмотрен на встрече губернатора Самарской области Дмитрия Азарова с активом многоквартирных домов губернии, а также всесторонне обсуждался на заседании Совета Федерации 2 марта, – отмечает председатель постоянной комиссии по городскому хозяйству Думы г. о. Тольятти Александр Денисов. – Шквал обращений от жителей наглядно показал, что для решения проблемы назрела необходимость подготовки законодательных инициатив, чтобы сделать процедуру перехода от одной УК к другой более прозрачной и устранить возможности для фальсификации.

На минувшей неделе тольяттинский парламент принял обращение в адрес Самарской губернской думы по вопросу внесения изменений в Жилищный кодекс РФ в части проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах. Подробнее о том, что именно предлагает депутатский корпус Тольятти для защиты прав жителей, Александр Денисов рассказал в интервью «Площадь СВОБОДЫ».

– Какие слабые места существуют в действующем порядке смены управляющей компании?

– Согласно Жилищному кодексу РФ, общее собрание собственников считается правомочным, если в нем приняли участие собственники или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа жителей. Однако реальность такова, что собрать необходимый кворум для голосования в очной форме в большом МКД невозможно. Тогда проводится заочное голосование, когда по домам ходят некие граждане и различными путями, нередко вводя жильцов в заблуждение, собирают их подписи в поддержку какой-то новой УК.

Замечу, что сегодня получить лицензию на управление МКД не составляет большого труда. Достаточно представить в областную лицензионную комиссию две-три справки о месте рождения, образовании и прохождении специальных курсов. Наличие штата квалифицированных сотрудников и материально-технической базы значения не имеет. Дальше, как говорится, дело техники. По итогам заочного голосования такая компания получает право на обслуживание многоквартирного дома.

Впрочем, есть случаи, когда предприимчивые бизнесмены действуют еще более дерзко. За отдельную плату через госреестр они запрашивают список собственников МКД, на основании которого сами заполняют протокол общего собрания, подделывая подписи. После этого пакет документов отправляется в ГЖИ, где по формальным признакам он рассматривается на соответствие закону. Проверить подписи на подлинность ГЖИ не может, поскольку у них нет ни специалистов, ни полномочий. В результате принимается решение о включении того или иного дома в реестр на обслуживание новой УК. Жители, как правило, узнают об этом совершенно случайно.

Получить в ГЖИ сведения о том, чьи именно подписи стоят в протоколе, невозможно: таких сведений там не предоставляют. Остается только обращаться в правоохранительные органы, а также обжаловать решение общего собрания через суд. Как показывает практика, такие разбирательства затягиваются надолго. А дом тем временем находится на обслуживании неизвестной УК. Возникает конфликтная ситуация, создается напряжение среди жильцов. Люди становятся не соседями, а врагами. Кому и зачем это нужно? На мой взгляд, дело главным образом в несовершенстве правовой базы, которая требует доработки. Поэтому и было подготовлено наше обращение.

– Какие изменения в Жилищный кодекс РФ предлагается внести?

– Прежде всего мы предлагаем дополнить Жилищный кодекс возможностью проведения общего собрания собственников МКД путем проведения конференции с участием представителей собственников МКД, представляющих не менее 50% голосов собственников. Аналогичная процедура предусмотрена Положением о деятельности ТОС в Российской Федерации.

Что это значит? Как правило, в каждом доме есть домовой совет, в который входит как минимум по одному представителю от каждого подъезда. Этот домовой совет (либо созданная им инициативная группа) выходит к собственникам МКД с предложением выбрать делегатов для участия в конференции по определению управляющей организации. Кто именно войдет в состав делегатов, жители должны решить самостоятельно. Каждый собственник может либо поддержать уже выдвинутые кандидатуры, либо предложить свои из числа тех жителей дома, кого он лично знает и кому доверяет. Выборы делегатов будут считаться законными, если в них приняли участие собственники не менее 50% жилой площади дома.

Впоследствии именно делегаты в ходе проведения конференции при необходимости будут решать вопрос о смене управляющей компании, при условии, что присутствовало не менее 2/3 от их установленного числа.

– А как будет рассчитываться норма представительства собственников МКД?

– Пока этот вопрос остается открытым. Наше обращение не является нормативно-правовым актом, а лишь дает основу для проработки предлагаемых изменений законодательства специалистами на региональном и федеральном уровне. Решение об установлении нормы представительства – количестве делегатов – будет принято на усмотрение вышестоящих законодательных органов. Кроме того, предполагаем, что оно может приниматься также и на усмотрение собственников.

– Почему предлагается установить обязательное участие в конференции муниципалитета?

– Практически в каждом многоквартирном доме Тольятти есть неприватизированные квартиры, квартиры по найму. И коли уж муниципалитет является собственником, у него должна быть потребность в соблюдении порядка на своей территории. А значит, городские власти, прежде всего районные администрации, должны участвовать в процессе выбора управляющей компании. Но сегодня они этого практически не делают. По различным причинам. В результате возникают ситуации с подделкой подписей и фальсификацией протоколов общих собраний. Думаю, что ни глава города, ни главы районов, конечно, не заинтересованы в подобных конфликтах.

Обслуживание жилого фонда входит в перечень полномочий органов местного самоуправления. Кроме того, по инициативе президента России в стране действует программа «Формирование комфортной городской среды». Также в нашем регионе реализуется губернаторский проект «СОдействие», в рамках которого инициативные жители получают финансовую поддержку на благоустройство своих территорий. Решать такие масштабные задачи по преобразованию невозможно, если те или иные МКД в городе обслуживает управляющая компания, сфальсифицировавшая протоколы, не имеющая ни собственного штата квалифицированных сотрудников, ни материально-технической базы. Администрация не может быть в стороне от этих проблем. Поэтому в рамках поправок в Жилищный кодекс мы предлагаем предусмотреть обязательное участие в конференциях собственников МКД представителей муниципалитета, чтобы ГЖИ не могла принимать для рассмотрения ни один документ или протокол без голоса и подписи городских властей.

– Какие еще изменения предлагается внести?

– Как я уже говорил, сейчас для получения лицензии на управление МКД наличие в управляющей компании штата необходимого количества сотрудников и соответствующей материально-технической базы не требуется. Мы считаем это неправильным. Поэтому предлагаем закрепить в лицензионных требованиях к УК обязательность этих условий.

Кроме того, предлагается предусмотреть в законодательстве РФ нормы, позволяющие предоставлять возможность доступа к информации и документам о проведенном общем собрании собственников помещений в МКД по вопросам смены управляющей компании в информационной системе ГИС ЖКХ неограниченному кругу лиц. Чтобы любой желающий мог увидеть, кто и за что подписался. Это позволит свести к минимуму количество подлогов.

Мнение

Николай Ренц, глава г. о. Тольятти:

– Инициатива депутатского корпуса, на мой взгляд, поможет упростить форму организации общего собрания. На сегодняшний день многие хотели бы сменить УК, но процедура столь сложна, что люди просто не находят времени и возможности собраться и провести необходимое голосование по выбору способа управления своим домом.

Второй важный момент, о котором говорят депутаты, чтобы поданные в ГЖИ протоколы подобных собраний имели публичный статус и люди могли увидеть, кто проголосовал. Кроме того, предусматривается необходимость учитывать материально-техническую базу при передаче домов на обслуживание УК. К сожалению, есть факты, когда в управляющей компании имеется только бухгалтер, наемный юрист, ручка и компьютер, а на все работы, которые она должна выполнять, там пытаются найти субподрядчика. Это допустимо, но все-таки наиболее качественно работают УК, у которых есть свой штат. Нынешняя зима это наглядно показала.

Иван Дмитриев, газета «Площадь СВОБОДЫ», mail-ps@mail.ru
Оригинал статьи опубликован в газете «Площадь СВОБОДЫ»