Школьный день стал длиннее

Новости Тольятти augustnews.ru

Нынешние пятиклассники имею полное право чувствовать себя первопроходцами.

Именно они в 2011 году были первыми, кто приступил к обучению в начальной школе по новому федеральному образовательному стандарту для младших классов. Теперь они открывают переход на современные принципы обучения в общеобразовательных школах.

Чем школьные занятия для пятиклассников-2015 будут отличаться от привычных их старшим товарищам? Как рассказала заместитель директора школы № 2 Ольга Юрковец, новый стандарт образования предполагает, что дети заняты в школе до 16 часов, то есть не только во время уроков, но и во второй половине дня. После 14.00 начинается внеурочная деятельность и дополнительное образование. То есть, проще говоря, наступает время для разнообразных экскурсий, творческой работы, кружков и секций. Причем все это входит в гарантированный государством минимум занятий, то есть должно быть бесплатным для родителей. Поскольку пятые классы будут уходить домой ближе к вечеру, утром в школе для детей предусмотрен завтрак, а перед тем как идти на внеурочную деятельность – обед.

Ольга Петровна подчеркнула, что внеурочная деятельность определяет не учебные достижения ребенка, а его развитие: физическое, интеллектуальное, творческое – все зависит от выбранного направления. Для пятиклассников, например, в школе № 2 можно выбрать спортивно-оздоровительное направление, и тогда ребенок будет участвовать в соревнованиях самых разных уровней, а можно – духовно-нравственное с занятиями риторикой. Еще один вариант – социальное направление с программами для юных краеведов «Россия – родина моя» и «Возрождая – сохраняем». Все программы мы перечислять, конечно, не будем, но уточним: они авторские, то есть их написали сами школьные учителя. Программу развития ребенка родители выбирают по заявлению.

За пять лет внедрения образовательных стандартов, как рассказала Ольга Петровна, школа столкнулась с тем, что многие ребята занимаются музыкой, спортом, посещают художественные и театральные студии. Такие «многостаночники» по заявлению родителей и приказом по школе освобождаются от внеурочной деятельности. Интересная подробность: внеурочная деятельность регламентируется базисным учебным планом, и за пять лет обучения в средней школе на каждого ученика запланировано 1750 часов. Занятия финансируются, и учителя получают зарплату по нормативам. Принцип оплаты труда педагогов изменился, и учитель за урок русского языка получит столько же, сколько и за организацию спортивного состязания, оплата часа одинакова.

По словам заместителя директора Юлии Матвеевой, школа, помимо всего прочего, должна готовить ребенка к будущей взрослой жизни. Например, помочь определиться с вечным вопросом «кем быть?». Это по новым образовательным стандартам должно произойти как можно раньше. Профориентация начинается уже с пятого класса, чтобы дети как можно быстрее получили представление о рынке труда и востребованных профессиях. Ученикам не только будут рассказывать о разных специальностях, но и проведут экскурсии на предприятия, организуют встречи со специалистами-производственниками.

С нового учебного года у пятиклассников предмет «Основы религии и светской этики», как рассказала Юлия Михайловна, заменился на «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Новый предмет будет посвящен многообразию народов нашей страны, особенностям их культуры, отношению к религии, истории, нравам и традициям. Изучать все это можно на уроках, а также во время экскурсий, посещений выставок или при создании театральных постановок. Свобода выбора форм и методов освоения знаний о том, кто живет в нашей стране, у школы будет полная. Преподавать «Основы духовно-нравственной культуры народов России» будут учителя истории и обществознания.

По новым образовательным стандартам, кроме русского языка пятиклассники с 2015 года будут в обязательном порядке изучать два иностранных. Один иностранный язык был и раньше, с ним ничего глобально не изменится. Но появится и еще один. Какой именно, в каждой школе будут решать самостоятельно. В стандартном варианте предполагается выделять на второй иностранный язык два урока в неделю. Однако, как сообщил глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов в интервью «Российской газете» накануне 1 сентября, школам дается переходный период для адаптации к этому. По словам заместителя директора школы № 2 по учебно-воспитательной работе, пока никакой нормативной документации в учебное учреждение не поступило, соответственно, нет и регламента преподавания второго иностранного языка.

Предполагается изменить саму методику преподавания предметов. Учитель перестает быть источником истины, он становится модератором, наставником, помогающим ученикам самим дойти до нужных знаний. Как пояснила Ольга Петровна, стала другой структура урока. Если раньше учитель сам озвучивал тему, цель, задачу занятия, то сейчас в начале урока цель определяют сами ученики, они же ставят проблему и потом вместе с учителем начинают ее решать. Если дети с чем-то не справляются, учитель направляет их усилия в нужное русло. Работа на уроке предполагает высокий темп, детям буквально с первых минут приходится включаться в учебный процесс.

Чем еще обернется для пятиклассников и их родителей внедрение нового федерального государственного образовательного стандарта, покажет время. Однако в школе № 2 настроены оптимистично. Во всяком случае, на мой последний вопрос «Насколько непростым стал для вас переходный период?» ответили уверенно:
– Особых сложностей нет, прежде чем работать по новому образовательному стандарту, учителя прошли курсовую подготовку в объеме от 72 до 144 часов.

Интересно:

При такой занятости во внеурочной деятельности логично предположить, что надобность в привычной группе продленного дня (ГПД) отпадает. Оказывается, последние пять лет продленка работала в основном только для первых классов, чтобы способствовать адаптации детей в школе, финансирование происходило за счет городского бюджета. С 1 сентября 2015 года финансирования ГПД не стало из-за бюджетного секвестирования, теперь это будет платная услуга для родителей. Несколько лет назад продленку в Тольятти посещали порядка 30 тыс. учащихся 1-4-х классов. Финансировалась ГПД из городского бюджета по нормативу – 715 руб. в год на обычного ученика и 1490 руб. – на ребенка в коррекционно-развивающих группах.

фото: Площадь Свободы

Ольга Пимантьева, “Площадь Свободы”