Школьник из Тольятти Никита Рыжков: О школе будущего и рукопожатии с президентом

    Ученик тольяттинского лицея № 51 Никита Рыжков знает, как обустроить российскую школу.

    Сразу после завершения новогодних каникул президент России Владимир Путин встретился в Москве с победителями Всероссийского конкурса сочинений «Россия, устремленная в будущее».

    Самарскую область на встрече представлял ученик 11-го класса тольяттинского лицея № 51 Никита Рыжков. Мы напросились в гости к счастливчику, оторвав его от подготовки к очередной олимпиаде. На этот раз тоже по литературе.

    Круглый отличник

    — Говорят, Никита Рыжков — круглый отличник. Легко ли быть круглым?

    — Для меня учеба — это интересно. Иногда, конечно, возникают какие-то трудности, но решать их вполне реально.

    — И вы в классе не единственный отличный экземпляр?

    — Нет, конечно. Нас, кажется, четверо.

    — И троек в вашем дневнике не было никогда в жизни?

    — Если вы об оценках за триместр, то нет.

    — А четверки случались?

    — Бывали, конечно.

    — А по каким предметам четверки?

    — Да буквально по всем, если честно. Даже по русскому языку бывало.

    — Вы говорите «даже». Значит, русский язык в приоритетах?

    — Да, русский язык и литература.

    — Вы уже сориентированы на какую-то профессию?

    — Да, я уже выбрал, но о мечтах говорить не буду. Пусть это будет секрет.

    — Договорились. Тогда о том, как вы узнали о конкурсе сочинений.

    — Дело в том, что первого сентября президент провел открытый урок, но я сначала мимо ушей как-то все это пропустил. Но потом моя учительница Надежда Ивановна Князева предложила мне поучаствовать в конкурсе. И вот сложилось как сложилось.

    О школе будущего

    — И что же вы ответили Надежде Ивановне? Сразу «да, согласен»? Сразу «знаю, о чем пишу»?

    — Сразу согласен и сразу знаю, о чем пишу. Очень быстро эта мысль пришла мне в голову, и я начал излагать ее на бумаге. Но написать-то просто, а вот отредактировать текст, чтобы он стал по-настоящему хорошим, — это уже сложно. Редактирование заняло девяносто процентов времени от всей работы над сочинением.

    — Дней, часов, недель?

    — Примерно за три-четыре часа сочинение было написано. И трое суток шла редактура.

    — Вы написали о школе будущего как о школе настоящего?

    — Да, это так.

    — И точкой отсчета был, конечно, «Сириус»?

    — Конечно.

    — Тогда давайте расскажем о сочинском федеральном образовательном центре для одаренных детей «Сириус», в котором Никита Рыжков побывал дважды. Как вы туда попали?

    — Первый раз я попал туда в октябре 2016 года. Подал документы по совету моего классного руководителя и учителя литературы. Так вышло, что я попал в «Сириус» на октябрьскую образовательную программу литературного творчества. Наверное, больше всего меня поразила атмосфера, которая там царит. Люди были абсолютно доброжелательны к нам, педагоги с большой радостью с нами не только работали, но и общались.

    — Подозреваю, Никита, что если спросить вас сейчас про родной пятьдесят первый лицей, я наверняка услышу те же две фразы, которые вы только что сказали про «Сириус». Что же тогда отличает школу будущего?

    — Конструирование учебного дня и методология образования.

    — Терминология серьезная… А как вы думаете, ваше сочинение оценили за идею, за позицию, оценку хорошей сочинской образовательной модели или все же за литературное творчество? Что самое сильное в вашем сочинении?

    — Наверное, за предложенную мною модель школы. Во-первых, в ней не будет обычных уроков: сорок минут, перемена, сорок минут урок. Система обучения будет блочной. В первой половине дня мы занимаемся творчеством, а во второй половине дня пусть будут лекции…

    — Пусть будут. В чем новизна?

    — Лекции будут метапредметными.

    — Это как?

    — Вы приходите на урок литературы, на котором вам преподают методологию осмысления и понимания. Вам сразу должны преподать знания в области философии и филологии. Может быть, даже математики, если речь идет о семиотике, о повторении слов и тому подобное. Это первое и главное отличие.

    — Но мне кажется, в современной школе это уже происходит? По крайне мере, на гуманитарных уроках.

    — Нет. Уроки в школе, к сожалению, разобщены. По крайней мере, урок математики и урок литературы не имеют между собой никаких точек соприкосновения. Потому у ученика в голове нет систематики, и очень часто становится непонятно, зачем он что-то учит, если ему это потом не будет нужно. Вот этого не должно быть в школе. Если уж ты что-то учишь, то пусть это пригодится.

    — Интересная мысль. Мне нравится. Что еще есть в вашей модели и насколько вы в нее верите? Насколько она для вас реалистична?

    — Позвольте, как можно не верить в то, что уже существует?

    — Существует в «Сириусе»?

    — Ну да.

    — Но «Сириус» пока лишь эксклюзив для эксклюзивных детей.

    — Позвольте, какой же я эксклюзивный ребенок? Нет! У каждого ребенка есть потенциал и возможность попасть в такой «Сириус», было бы желание. Хочешь – работай. И попадешь туда безо всяких проблем.

    Вне расписания

    — В вашем активе, кроме литературы, есть еще и театр.

    — Ну, такой большой настоящий театр, наверное, появился в моей жизни этим летом, когда я попал в «Современник». Там шла постановка по «Трем товарищам» Ремарка. Но пока театр я больше люблю дилетантской любовью. Потому что пока он для меня еще не открыт.

    — А что еще интересно Никите Рыжкову?

    — Мне очень нравятся философия, социология.

    — Но в школьном расписании таких уроков, мне кажется, нет?

    — В школе есть обществознание, которое обобщает эти предметы. Ну а потом… было бы желание. Читаю, читаю.

    Рукопожатие

    — Никита, сочинение написано и отредактировано. Что себе сказали? «У меня есть шанс» или «попробовал и ладно»?

    — Мы просто поработали. А если работа сделана, пусть ее оценят.

    — Оценили. Какие эмоции после вести о победе?

    — Здорово! Замечательно! Мы молодцы!

    — Не я, а мы? Уже неплохо. Мы — это Никита с учителем и с мамой?

    — Не только с мамой. У меня еще и папа есть. Все молодцы. Папа и мама всегда меня поддерживают в любых начинаниях.

    — Когда награда нашла своего героя?

    — Сначала мы поехали в Самару. 30 ноября 2017 года мне вручили диплом победителя регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений учащихся «Россия, устремленная в будущее». Потом пришло приглашение в Москву, на зимний фестиваль движения школьников, в рамках которого мне был вручен диплом за победу на всероссийском этапе. А самых активных детей еще раз пригласили в Москву. Это было интересно. Новые знакомства, новые люди, новые впечатления.

    — И рукопожатие президента. Руки-то после этого мыли?

    — Я руки мою.

    — Чего ждали от встречи?

    — Я предполагал, что будет встреча с президентом, но нам об этом сказали, только когда мы туда приехали. Я обрадовался, конечно. Но не волновался. И это неволнение во мне жило до, во время и после встречи. Президент не сам простой, он прост в общении. Он харизматичен. Очень приятный в общении. Он располагает к себе, и ты не испытаешь какого-то трепета. Перед тобой настоящий человек, с которым тебе просто хочется пообщаться. А когда закончилась встреча, мне захотелось поблагодарить его за «Сириус». Владимир Владимирович поинтересовался, кто я, откуда, как меня зовут. И пожал мне руку.

    — Какое рукопожатие у президента?

    — Крепкое, мужское.

    — Путин ниже вас ростом?

    — Да. Он… примерно как мама.

    Факт

    В конкурсе приняли участие 1,9 миллиона учащихся из 85 субъектов Российской Федерации. 35 работ школьников признаны лучшими.

    Справка

    1 сентября 2017 года, в День знаний, Владимир Путин в Ярославле на форуме «ПроеКТОриЯ» сказал: «Для того чтобы посмотреть в целом, как мы должны двигаться, куда мы должны развиваться… предлагаю написать сочинение: «Россия, устремленная в будущее» и… посмотреть на то, какой вы видите нашу страну на рубеже 2040-2050-х годов».

    Метапредметы — это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача». Метапредметы соединяют в себе идею предметности и надпредметности и, самое важное, идею рефлективности: ученик не запоминает, а промысливает важнейшие понятия.

    Наталья Харитонова, «Площадь Свободы»
    mail-ps@mail.ru

    школьники говорят о школе будущего

    Фото: предоставлено департаментом информполитики администрации губернатора Самарской области