Шаг в будущее: пятнадцатилетний программист Андрей Коновалов из Тольятти

Пятнадцатилетний программист Андрей Коновалов представит Тольятти на всероссийском форуме научной молодежи «Шаг в будущее».

Форум пройдет в МГТУ имени Баумана — кузнице технической интеллигенции страны.

Тольятти на престижном научном форуме в секции «Информатика» представит воспитанник образовательной программы «Системное и прикладное программирование» ДДЮТ пятнадцатилетний Андрей Коновалов. Его проект «Программный комплекс для автоматизации учета в вендинг-бизнесе» был признан лучшим на городском уровне, а по итогам прохождения предварительного отбора Андрей получил приглашение на участие во всероссийском форуме. Уточним, что вендинг — продажа товаров и услуг с помощью автоматов, ни продавца, ни персонала, соответственно, не требуется. Продаваться могут цветы, бахилы, продукты — что угодно. Программа, созданная Андреем Коноваловым, позволяет в автоматическом режиме вести учет — сколько, чего и когда продавец положил в машину, никакие специальные записи торговцам больше не понадобятся. Как рассказал сам начинающий программист, ему очень важно, что выбранная тема имеет практическое применение. Работая над программой, Андрей узнал много нового помимо основного курса в ДДЮТ. Освоение дополнительного материала помогает ему развиваться, участвовать в городских олимпиадах по информатике. В дальнейшем юный талант планирует стать программистом.
Вместе с Андреем Коноваловым в Москву поедет его педагог Владимир Овчинников. Естественно, секрет успеха учеников меня заинтересовал, и я спросила у Владимира Викторовича:

— Когда вы понимаете, что перед вами талантливый ребенок?

— Все зависит от того, насколько быстро он способен усваивать материал, и его самостоятельность. Даю некоторым ребятам сторонние задания, которые связаны с темой, но не выполняются всей группой. Ребенок старается делать их самостоятельно, часто бывает, что потом именно с такими работами и выходим на конкурс. Какие-то предпосылки к успешному программированию, конечно, в детях заложены, но прежде всего ребенок должен иметь способности к систематизации, а логическое мышление должно сочетаться с образным. Ребенку надо не только правильно заложить алгоритм действий, но и представлять, как программа или устройство будет функционировать в реальности. Творчество подразумевает образы, широкий кругозор, взаимодействие между разными областями знаний. Некоторые дети помимо наших занятий занимаются самообразованием, но таких единицы — из-за «загруженности уроками», а если быть внимательнее, то Интернетом и компьютерными играми.

По словам Владимира Викторовича, ребята, которые со временем выдают крупные проекты, изначально приходят в ДДЮТ, совершенно не зная, что такое программирование. Например, Эдгар сначала изучал радиоэлектронику, потом перешел на программирование, и за три года он дошел до создания устройства, которое можно патентовать, точно так же обстоит дело и с проектом Андрея Коновалова. Конечно, при защите патента существуют очень жесткие технические требования к заявке и описанию, зато перспективы в случае промышленного выпуска сервисного устройства открываются самые привлекательные. Согласитесь, неплохо, если ребенок в 10-м или 11-м классе станет обладателем патента и начнет что-то зарабатывать.

Андрей Коновалов

фото: “Площадь Свободы”

Получается, родителям не стоит запрещать ребенку сидеть за компьютером, вдруг совсем скоро он станет вторым Биллом Гейтсом, Евгением Касперским или Марком Цукербергом? По мнению Владимира Викторовича, родителям надо понять, что именно их ребенку интересно. Может оказаться так, что в том же «Контакте» он читает новости и статьи, связанные с компьютерными технологиями, а не просиживает все время за играми и перепиской. Несомненно, в освоении технологий должна быть определенная прыть, потому что если сегодня вы не прочитаете то, что выйдет завтра, послезавтра вы уже будете не нужны в этих информационных технологиях. Но выводить свое чадо из компьютерного пространства надо обязательно. Владимир Викторович подчеркнул, что время нахождения за компьютером необходимо привести в допустимую норму, потому что все, а уж тем более у ребенка, должно быть в меру. Идти на конфликт с подростком бесполезно, надо постараться стать для ребенка близким другом, к которому он всегда бы шел за советом, а может и попробовать заняться таким же увлечением, как у своего чада. Главное, считает педагог, деятельность должна быть разносторонней, многогранной.

Информационные технологии — предмет наукоемкий. Знать материал надо глубоко, а понимают его не все. Естественно, ребята отсеиваются. В первый год приходят, например, 17-20 человек, а к концу года останется человек 13. Программа трехгодичная, материал по содержанию достаточно сложный. Самые младшие — ученики 5-6 классов — начинают обучение с курса «Информационные технологии». Это базовый уровень, и здесь дети учатся один год, а потом определяются, в какую область пойдут дальше — либо на курс сайтостроения, либо на программирование, а возможно, они выберут компьютерную графику и дизайн. Практически все ученики в дальнейшем выбирают профессию программиста. Но если этого не происходит, навыки в работе, которые получили подростки, пригодятся им в дальнейшем. В любом случае они будут понимать, как функционируют компьютеры, электронная начинка бытовой техники. Пусть не у всех хватит знаний и смелости эту технику отремонтировать, но человек сможет хотя бы понять, в чем причина поломки — либо в ремонт машину везти, либо выбросить.

Под занавес нашей беседы Владимир Викторович отметил, что два компьютерных кабинета ДДЮТ в прошлом году были обновлены в рамках программы модернизации материально-технической базы учреждений дополнительного образования, занимающихся техническим творчеством. И сегодня наши дети имеют возможность обучаться на новейших компьютерах.

Факт:
Интересно, что в прошлом году ученик Владимира Овчинникова Эдгар Казиахмедов, обладатель премии губернатора, со своей научной разработкой получил в МГТУ имени Баумана диплом первой степени, а на другом всероссийском конкурсе проектов «Юность. Наука. Культура» — диплом за лучшую работу и медаль. Сегодня Эдгар — студент МФТИ.

Интересно:
В 2015 году победители и призеры 189 разных конкурсов, олимпиад, состязаний и игр смогут получить премии от Минобрнауки. Сколько именно можно получить за победу во Всероссийской олимпиаде? Обычно это 60 тысяч рублей для победителя и 30 тысяч для призера. В среднем каждый год Минобрнауки награждает около 5000 человек. Единственное условие — возраст старше 14 лет, так как премию перечисляют на счет победителя или призера, а для того, чтобы его открыть, нужен паспорт.

Эдгар Казиахмедов

фото: “Площадь Свободы”

Ольга Пимантьева, газета “Площадь Свободы”

фото: из открытых источников