Северная Осетия: встреча не обманула ожидания

северная осетия алания башня склепа
фото: Вольный город Тольятти

В этом году празднуется 250-летие вхождения Алании-Осетии в состав России. В какой-то мере это обстоятельство повлияло на наш интерес к истории республики и выбор маршрута путешествия. В очередном отпуске мы на автомобиле отправились на встречу с Северной Осетией.

Воздух Фиагдона

Дорога от осетинского селения с мелодичным названием Дзуарикау тонкой извилистой лентой увела нас с равнинной части республики в горы. Следуя вдоль реки Фиагдон («дон» в осетинском значит «река») по живописному Куртатинскому ущелью, мы оказались в Верхнем Фиагдоне. Это относительно молодой рабочий поселок, основной расцвет которого пришелся на вторую половину XX века. Поблизости от него велась добыча свинцовой и цинковой руд, имелась обогатительная фабрика.

В кирпичной пятиэтажке мы сняли квартиру на 7 дней, намереваясь из Фиагдона совершать однодневные вылазки. Дороги по Осетии – в основном с хорошим асфальтовым покрытием. В горах и на перевалах, естественно, гравийка (местами с глубокими промоинами), которую легче и безопасней преодолевать на внедорожнике.

Первое, что нас поразило в Фиагдоне – это чистейший воздух, который летом настолько пропитан ароматами горных цветов и трав, что его можно «вместо масла намазывать на хлеб». Бронхолегочные больные и астматики – все туда, на бесплатное лечение. Долину, в которой находится Фиагдон, называют еще Солнечной. С начала 2000-х годов поселок переживает второе рождение, здесь продолжается строительный бум коттеджей и всевозможных заведений туризма.

В самом Фиагдоне достопримечательностей немного: это древние аланские дозорные башни, соседствующие с современными жилыми домами, монумент Ленина в виде каменной плиты, установленный в 1924 году и считающийся первым в мире памятником вождю пролетариата. А еще памятник воинам-куртатинцам, павшим во время Великой Отечественной войны.

В двух километрах от поселка расположен Аланский Успенский мужской монастырь – один из самых почитаемых в Северной Осетии и самый высокогорный в России (1300 метров). Монастырь молодой, построен по традициям осетинского зодчества всего 20 лет назад, но находится на месте более древнего храма.

Рядом с монастырем оборудована часовня с выведенным с гор источником минеральной воды. Вода подходит людям, страдающим расстройствами и различными заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Но через день вода становится мутной, выпадает рыжий осадок. Запасти лечебный напиток впрок у нас не получилось.

А что пьют сами осетины? Исключительно чистую природную воду гор. Довелось видеть, как ее заливают в бойлеры и затем отвозят на расфасовку. Бутылки с осетинской водой, кстати, продаются и в Тольятти («Тбау»).

Две веры

На склоне горы Кариухох, возвышающейся над Фиагдоном, находится заброшенное село Цимити, до него можно подняться пешком прямо из самого поселка. Цимити известно с XIV столетия. В нем более 30 древних башен, склепов и других памятников архитектуры. По преданию, в средние века Цимити являлось главным торговым центром всей Осетии, богатым и хлебосольным, безопасным от набегов. Там снималось несколько художественных фильмов, в том числе в 1975 году «Кавказский пленник» по произведению Льва Толстого, в главной роли с Юрием Назаровым.

Когда мы направились в Цимити, шел сильный дождь, в горах это нередкое явление. Как только вошли в древний город, дождь чудесным образом прекратился, тучи развеялись. Будто кто-то невидимый впустил нас в гости и на машине времени перенес в атмосферу древнего города.

Не перестаешь удивляться, как из грубых неотесанных камней построены целые дома, высокие башни. Кладку обычно выполняли с применением смеси извести и яиц. А некоторые строения и вовсе сложены без скрепляющего раствора. Как всё это стоит веками и почти не разрушается? Прогулка по таинственному Цимити получилась приятной и познавательной, произвела на нас неизгладимое впечатление. Для себя мы сделали вывод: горы нас приняли.

В пяти минутах езды от Верхнего Фиагдона расположено селение Дзивгис. Культовый комплекс села состоит из христианского храма XIII-XIV веков и святилища в честь Уастырджы – самого почитаемого в Северной Осетии божества. С появлением на данной территории христианской религии Уастырджи стал прочно ассоциироваться с православным Святым Георгием, который также покровительствует путешественникам и воинам.

Древняя церковь, воплотившая в себе симбиоз христианского храма и святилища – сочетание, характерное для горной Осетии. В силу своего удобного и стратегически важного расположения селение Дзивгис существовало здесь на протяжении тысячелетий. В XIII веке его наскальная крепость играла особо важную роль в системе обороны Куртатинского ущелья от монгольских завоевателей.

Официально народ Осетии православный. Но после общения с коренным осетином мы выяснили, что существуют две веры. Они соседствуют, и одна не исключает другой. Осетины ходят в церковь, крестят в них своих детей. И в то же время они ухаживают за святилищами, собираются около них в праздники, накрывают столы, молятся и просят у языческих богов мира, избавления от болезней и стихийных бедствий. Это их история, традиции, которые они чтут и берегут.

Обида шаха

На второй день пребывания в Осетии у нас была запланирована поездка в Урсдонское ущелье. Это небольшое (11 км) ущелье является ответвлением более крупного Алагирского, расположено на правом берегу реки Ардон. Переводится с осетинского как «урс» – белый, чистый и «дон» – вода. В ущелье находятся древние села Цамад, Дагом, Донисар и Урсдон с огромным количеством архитектурных памятников средневековья. В настоящее время селения покинуты жителями. Но жизнь в них постепенно возвращается: всё больше владикавказцев обзаводятся дачами в этом и других головокружительных по красоте местах.

История осетинских сел – это прежде всего история родов, их основавших и живших в них. Урсдонское ущелье было населено коленом Цахила, любимого внука Оса-Багатара. Багатарами (позже царями) именовались предводители осетинских родовых дружин «сильных фамилий». Историки говорят о селении Цамад как об очень укрепленном.

В середине села раньше стояла могучая башня (ганах), принадлежавшая богатому в средневековье роду Черчесовых. Башня имела 7 ярусов и располагалась на огромном эрратическом (то есть ледникового происхождения) валуне. В те времена она была одной из самых высоких и неприступных в Осетии. В настоящее время от башни сохранился только первый ярус.

Существует интересная история, связанная с этой башней. В 1614 году персидский шах Аббас I, после того как покорил большую часть Закавказья, услышал, что на северных склонах Кавказского хребта живет гордый и непокорный народ – аланы. Он решил развеять этот слух и начал свое наступление, но защитники Дзивгисской крепости не покорились.

Тогда он со своим войском пришел в Цамад к семиярусной башне Черчесовых, но и здесь его ждал провал. Шах, не желая примириться с поражением, пригрозил жителям Цамада, что вернется сюда через год с втрое большим войском. Но обещание свое Аббас I не сдержал и в Осетии больше не появился.

Одно из самых величественных природных явлений Цамада – это террасы, достигающие высотой до 130 метров. Долгое время считалось, что террасы – плод антропогенного человеческого воздействия. Однако было доказано, что террасы Урсдонского ущелья – это последствия поэтапного таяния и отхода ледника.

Урсдонское ущелье – одно из немногих мест в Осетии, где имеются поливные пашни. Здесь растут картофель, лук, чеснок, капуста, а также сливы, груши, яблони, кизил, грецкий орех. Надо отметить, что пашенной земли в горах всегда было чрезвычайно мало. В старину клочок плодородной земли площадью с быка стоил столько же, сколько сам бык…

Наталья Артемьева, Северная Осетия – Тольятти
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти»