Сергей Сумин: сколько можно «доить» Есенина и Ширяевца?

Новости Тольятти augustnews.ru

Скоро тольяттинцев ждет встреча с актуальной литературой Поволжья.

Накануне III фестиваля поэзии Поволжья, который пройдет в Тольятти в ближайшие выходные, мы встретились с инициатором и организатором фестиваля, литератором и издателем Сергеем Суминым. О ближайших планах, об «Антологии независимой литературы Тольятти» (1994-2014 гг.), первая презентация которой состоится на фестивале, и состоялся наш разговор.

– Когда выйдет очередной альманах «Графит»?

– Скоро будет представлен девятый номер альманаха, который, на мой взгляд, получился очень интересным. Одна из подборок, довольно большая, называется «Русский минимализм», в котором представлены стихи поэтов, которые совсем недавно приезжали к нам в город. Это Иван Ахметьев и Герман Лукомников (мы писали об участии поэтов в фестивале «Графомания». – Прим. ред.), помимо них самарские миниатюристы, два тольяттинских автора. В «Графите» № 9 опубликованы материалы двух литературных конкурсов, один из которых проводила наша редакция (конкурс стихов про 310-ю маршрутку), а второй мы провели совместно с вашей газетой – это конкурс эссе «Что случилось за 25 лет?». И итоги этих двух конкурсов будут в свежем номере журнала: 10 лучших стихотворений и 3 лучших эссе.

– Какие эссе вошли в «Графит»?

– Сергея Пиденко о Тольятти, материал о театре Натальи Толстуновой и эссе Татьяны Смирновой «Ветер, голос города».

– «Графит» и Антология независимой тольяттинской литературы будут презентованы на III фестивале поэзии Поволжья? Расскажите о работе над антологией.

– Если честно, презентовать «Графит» мне уже немного надоело, потому что цифры такие: за 4 года прошло 46 презентаций в 14 городах. Я уже сейчас немножко утомился и не стремлюсь презентовать альманах каждые полгода. А «Антологию независимой литературы Тольятти» я обязательно представлю еще отдельно, это будет в середине октября в художественной галерее ТСХ «Солярис». А самая крупная презентация антологии будет, конечно, на III фестивале поэзии Поволжья.

– Как шла работа над антологией, кто туда вошел?

– Работал я над этой книгой долго – с конца 90-х годов, когда я начал собирать самиздат, и с конца 2000-х, когда я впервые собрал антологию и часть ее появилась на сайте «Графит». Конечно, трудно было выбрать лучших, более 200 авторов были отсмотрены, сделан обзор их творчества, но я остановился на цифре «40», то есть 40 поэтов и прозаиков Тольятти, начиная с 1990 года (получается некий отчет за 25 лет) попали в антологию. Это лучшее, на мой взгляд, что происходило в местной независимой литературе в эти годы.

– А какие именно авторы?

– Некорректно будет сейчас кого-то назвать, а кого-то пропустить. Чем хороша антология, что там представлены разные литературные тусовки, это и группа «Олимпийские игры», и группа «Комментаторы», поэты, которые работали на площадке «Соляриса», бардовская среда – таких вот группировок у нас несколько. Помимо них, конечно же, авторы независимые, которых очень трудно отнести к каким-то литературным течениям.

– А что вы вкладываете в понятие «независимые авторы»?

– У меня очень давняя мысль: книга самиздатовская, книга, которую издал автор, и книга, вышедшая по инициативе издательства, имеют равные права. Мне всегда было очень обидно, что в основном замечают, пишут рецензии, как-то отзываются в прессе в основном о поэтах, у которых есть толстая типографски изданная книга. А таких авторов в Тольятти очень небольшой процент. Большинство авторов, которых я люблю, ценю, уважаю и читаю последние 20 лет, – они как раз такой книги-то и не имеют. Только первые книги у них и начинают выходить. Поэтому для меня независимый автор – это прежде всего автор, который противостоит современному мейнстриму, современному пост-советскому глянцу. Это автор неангажированный, автор, который существует внутри пространства своего текста и редко выходит на публику. Таких авторов очень много, некоторые даже не показывают никому свои тексты. И отыскать их в Интернете тоже тяжело.

– Есть, наверное, такие авторы, которые сейчас уже не пишут, не занимаются литературой? Они тоже вошли в антологию?

– Одна из задач антологии было именно вспомнить всех авторов. Жизнь течет, кто-то умирает, кто-то заканчивает с литературой, уходит в другие области. Поскольку эти авторы писали, и писали ярко, интересно, я постарался этих авторов сохранить хотя бы для местной среды. Хочется, чтобы на этих литераторов обратили внимание наши местные ученые. Я иногда прихожу в ТГУ, ВУиТ и слезно говорю литературоведам: «Друзья! Почему вы не пишете о современных текстах? Сколько можно «доить Есенина и Ширяевца?» В каком-то смысле это «отработанный» материал, исследованный. А вот написать статью о творчестве наиболее ярких современных авторов Тольятти, мне кажется, совершенно необходимо. Но пока в научной среде я не могу найти отклика, но эту ситуацию я немножко компенсирую.

– Как будет проходить фестиваль?

– 3 и 4 октября, первый день в библиотеке на бульваре Ленина, 10, второй день – в Библиотеке Автограда. Невозможно перечислить количество поэтов, сейчас заявлены 15 городов, кроме Тольятти и Самары это Москва, Челябинск, Тверь, Казань, Саратов, Сызрань, Уфа, Нижний Новгород и так далее. Прелесть фестиваля в том, что это живой процесс, список все время дополняется новыми авторами, некоторые из них более чем известные, в частности Виталий Кальпиди из Челябинска (составитель и редактор более 70 книг современных уральских авторов и 3-х (на сегодняшний день) томов «Антологии современной уральской поэзии»). Это настоящая звезда современной поэзии.

– Кроме чтений и презентаций книг, журналов какие мероприятия точно будут?

– Слэм будет обязательно, потому что он хорошо зарекомендовал себя в прошлом году, и уже получено подтверждение примерно от 15 поэтов из 8 городов России. Он будет не в библиотеке, а в кафе «Тоннель» в ТЦ «Аэрохолл» вечером в субботу. Это та среда, про которую мне очень многие говорили, писали еще в прошлом году, что слэмы должны проводиться в барах в кафе. На тот момент я с оппонентами согласен не был, а сейчас я и сам пришел к этому мнению, что именно динамика, азарт, интерес публики, он подогревается именно и атмосферой тоже. Кафе или бар – это то место, где тоже может жить литература. Помимо слэма будет круглый стол, посвященный Году литературы в России, презентации поволжских литературных журналов, минимум четыре главных редактора едут к нам со своими книжками, со своими изданиями. Читки с элементами перформанса, музыкальные коллективы – как любой фестиваль современного искусства это очень разнородное явление из множества составляющих.

Цитата:

– В серии «Библиотека альманаха «Графит» на данный момент изданы четыре книги местных литераторов: Лады Дождь, Сергея Пиденко, Айвенго и моя была четвертая. Можно не спрашивать: на какие средства они изданы?! Они изданы мной, я не расстраиваюсь, что никакие крупные издательства не заинтересованы в этой литературе.

P.S. Награждение шести лучших авторов конкурса эссе «Что случилось за 25 лет?», опубликованных в газете «Площадь СВОБОДЫ» состоится на III фестивале поэзии Поволжья 4 октября в Литературной гостиной Библиотеки Автограда. Приглашаются: Дарья Муранова, Сергей Пиденко, Татьяна Смирнова, Сергей Чатский, Галина Булатова и Наталья Толстунова.

Елена Кочева, “Площадь Свободы”