Сергей Фокин: Дорога через ГЭС, развязка на М-5, ДТП и жалобы горожан

Сергей Фокин подполковник
фото: Площадь Свободы

Наверное, не ошибусь, если скажу, что многие автомобилисты недолюбливают сотрудников Госавтоинспекции, за то что те порой не дают «разгуляться» на дороге.

Хотя даже они отлично понимают, что без людей в форме и с жезлами в руках наши улицы превратились бы в хаос. Ну а раз так, то не забудьте, уважаемые автомобилисты, поздравить 3 июля дорожных полицейских с профессиональным праздником и поблагодарить за их труд. Всё-таки безопасность движения, борьба с нарушителями, помощь водителям, пассажирам и пешеходам – трудная, опасная и вместе с тем почетная работа.

Что касается «Вольного города», то мы на днях поздравили с наступающим начальника городской тольяттинской Госавтоинспекции Сергея Фокина, а заодно и пообщались с ним по поводу насущных проблем.

– С каким настроением подходите к празднику, Сергей Анатольевич? Оптимизм преобладает?

– Работу подразделений Госавтоинспекции принято оценивать по количеству ДТП с тяжкими последствиями. В этом плане уже несколько лет дорожная обстановка в городе стабильна. В позапрошлом году было 33 погибших, в прошлом – 35, на сегодняшний день – 12 (на три меньше, чем в первом полугодии 2016-го). Хотя у нас не принято хвалиться уменьшением смертности, поскольку всегда есть риск накликать беду. Одно серьезное ДТП – и могут показатели измениться, а ведь мы понимаем, что за этими цифрами стоят человеческие жизни.

Конечно, повод для оптимизма перед праздником всегда можно найти, но мы в первую очередь обращаем внимание на те виды ДТП, где есть рост. К примеру, больше стало происшествий с участием детей, причем по этому показателю мы умудрились перегнать Самару – 52 против 46 у них. Только на прошлой неделе четыре случая было, причем все – внутри жилых кварталов. Трое пострадавших – велосипедисты, а еще один буквально набежал на транспортное средство. Лишнее подтверждение тому, что в летний период школьники находятся почти без контроля. Хотя мы прекрасно понимаем, что далеко не все родители имеют возможность увезти детей из города на всё лето.

– Для профилактики таких происшествий рейды по жилым массивам проводите?

– Инспекторы ДПС там стоят крайне редко. Лишь по конкретным жалобам или по отработке дорожно-транспортных происшествий. В основном в жилые массивы выезжают сотрудники отдела пропаганды, которые совместно с участковыми и инспекторами по делам несовершеннолетних общаются с детьми и их родителями. Еще недавно проводили профилактическое мероприятие в оздоровительном лагере «Звездный», где в игровой форме объясняли детям, как нужно вести себя на дороге.

– А чего вы, собственно говоря, от них хотите? Чтобы в шлемах на велосипеде ездили? Вряд ли родители, послушав профилактическую беседу, тут же побегут в магазин покупать средства защиты…

– Минимум, чего хочется добиться – внимательности на дороге! Транспорта за последние 15-20 лет в жилых массивах стало очень много, видимость ограничена, и зачастую получается так, что водитель лишь в последний момент начинает тормозить перед выбежавшим (или выехавшим на велосипеде) ребенком.

– Водителям тоже не стоит забывать о том, что скорость в жилых массивах не должна превышать 20 километров в час. А то у нас на бульваре Гая зачастую до 60-80 разгоняются…

– Периодически мы выставляем инспекторов в жилых массивах, но не могу сказать, что там много нарушений. В основном ездят по правилам или немного превышают скорость – до 30-40 километров в час. Да и не разгонишься сильно, если приходится маневрировать между припаркованными автомобилями. А вообще, я являюсь сторонником того, чтобы все проблемные участки были оборудованы искусственными неровностями. Понимаю, что автолюбители могут меня раскритиковать за эти слова, однако повторю: искусственные неровности должны быть едва ли не в каждом дворе, поскольку это влияет на снижение аварийности.

– Можно ли сказать, что водители в Тольятти стали более дисциплинированными?

– Хороший вопрос, однако однозначного ответа на него нет. С одной стороны, мы видим, что пешеходов стали пропускать на нерегулируемых переходах, чего почти не было лет 8-10 назад. В чём причина? Скорее всего – в увеличении сумм штрафов. Технический прогресс также заставляет быть дисциплинированнее. К примеру, в текущем году на проблемных перекрестках установлено 11 приборов, фиксирующих такие нарушения, как проезд на красный сигнал светофора и пересечение стоп-линии.

С другой стороны, нельзя забывать, что дороги у нас широкие и жаждущей больших скоростей молодежи есть где разогнаться. Отсюда и возникающие периодически проблемы. Как пример – недавнее ДТП на дороге, ведущей в Федоровку, где по непонятной причине машина средь бела дня выехала на бордюр и перевернулась. Молодость… Хорошо еще, что отделались только ушибами.

Кроме того, никак не удается нам победить пагубную привычку некоторых тольяттинцев садиться за руль пьяными. Даже угроза попасть под уголовную статью не всех останавливает.

А между тем только в этом году в ДТП по вине нетрезвых водителей погибло три или даже четыре человека. Вспоминаю случай на трассе М-5, где водитель «БМВ» каким-то образом не увидел едущий перед ним грузовик, погубив себя и пассажира. А майская авария на Южном шоссе, где «Шевроле» снес столб? Там пока неизвестно, был ли водитель пьян, но слишком уж подозрительно всё это выглядело: ночью на пустой дороге вдруг такие происходит…

– Сколько ежедневно выявляется водителей в нетрезвом виде?

– От пяти до двенадцати. Их бы заснять каждого – для профилактического видеоролика, чтобы люди увидели. Основная ведь задача не наказать, а сформировать негативное отношение к этому нехорошему явлению. В этой связи радует, что простые жители (в основном активисты «Ночного патруля» и таксисты) помогают нам выявлять нарушителей. Помните прошлогоднее ДТП на Ленинском проспекте, где пьяный водитель снес брата с сестрой, а случайный свидетель (житель Санкт-Петербурга) преследовал его на своем автомобиле до села Ягодное, параллельно сообщая в полицию данные о своем местоположении? Побольше бы таких неравнодушных…

– Одна из болевых точек в городе – федеральная трасса М-5. Мало того, что из-за ремонта дороги на ГЭС там скапливаются пробки, так еще на днях появилась информация о готовящемся перекрытии поворотов на улицы Громовой и Коммунистической. Подготовительные работы уже ведутся, так что, видимо, произойдет это в ближайшие дни…

– Такой вариант действительно рассматривается. Как вы знаете, на тольяттинском участке трассы М-5 будут строить развязку, чтобы транзитный транспорт уходил по мосту и не мешал добираться домой людям, проживающим в Шлюзовом и Федоровке. Так вот, в рамках этой модернизации запланированы работы, которые действительно требуют временного запрета на поворот с М-5 на улицы Громовой и Коммунистическую, как и в обратном направлении. По словам строителей, для этого понадобится неделя. Сначала проводилась выемка и отсыпка грунта, а теперь вот планируется положить асфальтовое полотно на одном из участков.

– И как же в это время ездить людям, которым необходимо попасть в центральную часть Комсомольского района?

– Весь транспорт будет перенаправлен на Обводное шоссе, оттуда – на Поволжский, а затем уже – на улицу Громовой.

– А в обратную сторону как? Там ведь, насколько известно, нет съезда с Поволжского шоссе на Обводное…

– Зато там есть много разворотов в районе кладбища, так что это не проблема. Если помните, подобная схема организации движения уже применялась в Тольятти 4-5 лет назад, правда, по выходным дням, когда дачники возвращались домой.

– Точные сроки перекрытия движения можете назвать?

– Пока нет. Естественно, строители согласуют сроки с Госавтоинспекцией, и через СМИ автолюбители будут оповещены.

– Для общественного транспорта схема будет такой же, как и для личного?

– Да, поворот будет закрыт для всех видов транспорта. Так что придется немного потерпеть.

– Главное, чтобы уложились в неделю, а то люди переживают, что на месяц всё может затянуться.

– Могу лишь сказать, что исполнители обещали уложиться, а если получится, то и быстрее всё сделать.

– А в целом какова сейчас ситуация на тольяттинском участке трассы М-5? Жалоб много от горожан поступает?

– Автомобилисты жалуются в те дни, когда на дороге через ГЭС происходит укладка полотна и полностью перекрывается движение в одну из сторон. Еще бывает затруднено движение вечером с 22:00 до полуночи, когда начинается движении большегрузного транспорта и образовываются большие пробки. Мы даже проводили хронометраж. Получалось, что до полуночи время прохождения этого участка – более полутора часов, а после – 40 минут. Дачникам и прочим автомобилистам стоит это знать, чтобы грамотно планировать время проезда через ГЭС.

– Что ж, потерпим до ноября… Зато получим хорошую трассу к чемпионату мира по футболу. Кстати, в областном управлении Госавтоинспекции уже начали подготовку к этому событию? Вряд ли всех инспекторов ДПС обяжут выучить английский язык, но всё равно какие-то рекомендации перед мундиалем должны быть…

– Работа уже началась. Разрабатываются маршруты патрулирования, а кто-то из руководителей областного управления даже ездил на матчи Кубка конфедераций в Казань, чтобы набраться опыта и избежать возможных ошибок.

– Недавно активисты «Народного фронта» опубликовали список самых плохих (по качеству дорожного полотна) улиц города. Если не ошибаюсь, туда попали Борковская, Северная, какие-то еще… С вами этот список согласовывали?

– Нет. Вообще, за последние три года дороги в городе были реанимированы, а если уж говорить об убогих улицах, то расположены они в промышленных зонах Автозаводского и Центрального районов. Состояние некоторых участков действительно вызывает недоумение.

– В этом году планируется установить светофор и разрешить левый поворот с Южного шоссе на улицу 40-летия Победы возле магазина «Метро». У вас какие-то опасения в связи с этим есть?

– Очень надеюсь, что специалисты всё правильно рассчитали. Мы ведь в своё время проводили эксперимент, выставляя в том месте экипаж ДПС, который работал в режиме светофора, останавливая транспорт секунд на 30-40. Пробка образовалась быстро, растянувшись до пересечения Южного шоссе с Автозаводским. Да, опасения есть, однако специалисты уверяют, что просчитали пропускную способность. Остается дождаться, что же будет на практике.

– С жителями города часто встречаетесь лично?

– Почти каждую субботу провожу прием.

– На что жалуются в основном?

– В основном – на парковку транспортных средств в жилых массивах, а именно на газонах. Особенно это актуально в осенний и весенний периоды, когда машины месят грязь, которая потом оказывается на асфальте. Кроме того, чтобы поставить машину на газон, многие автомобилисты ездят по тротуарам и тем самым их портят.

– Как реагируете?

– Отправляем туда сотрудников, либо специалисты дорожного надзора выезжают. А вообще, как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Жителям стоит самим позаботиться о сохранности газонов, установив какие-то заграждения, которые будут мешать такой парковке. Это мое мнение.

– В заключение беседы предлагаю вам поздравить с наступающим праздником коллег, а может быть, и всех автомобилистов, которые хоть частично, но всё равно к нему причастны.

– В первую очередь поздравляю заложивших традиции ветеранов, хочу поблагодарить их за неоценимый труд и пожелать крепкого здоровья. Действующим сотрудникам Госавтоинспекции желаю в наше нелегкое время выдержки и профессионализма, ну а всем автомобилистам – взаимопонимания, от которого на дороге многое зависит.

Беседовал
Андрей Липов, «Вольный город», № 25 (1153) 30.06.17

Сергей Фокин подполковник
фото: Площадь Свободы