«Семейные АзБуки»: Программа нацелена на восстановление связи поколений

С 11 по 13 мая 2018 года на базе «Пансионата Радуга» проходила городская профильная смена «Активисты школьных музеев — 2018», организованная Школой №93 при поддержке Департамента образования администрации г.о.Тольятти, при участии 25 школ города.

Проект Тольяттинского краеведческого музея «Семейные АзБуки» (победитель Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива 2017-2018») вошел в программу смены и предстал на суд двух аудиторий: руководителей школьных музеев и учащихся 7-10 классов. Напомним, что программа «Семейные АзБуки» разрабатывается на стыке музейной педагогики, психологии, краеведения и истории и использует документ — музейный и семейного архива. Программа нацелена на восстановление нарушенной в СССР связи поколений и предполагает «встречу с предком» (советским и досоветским) как значимым объектом, внесшим вклад в копилку морально-нравственных выборов семьи, которую может открыть и использовать современный подросток.

картина мира предка Успенская церков Ставрополь-на-Волге

Программу «Семейные АзБуки» для профессиональной аудитории — руководителей школьных музеев (а их в Тольятти 48) — представлял их куратор Горяинова Ж.Н., методист дополнительного образования Школы № 93. Куратор отметил, что программа может быть одной из форм практической работы со школьниками — активистами школьных музеев. Ее плюс в том, что она методически и инструментально простроена (руководители школьных музеев получат пакет программы с настольными играми, методическим пособием, рабочей тетрадью со сценариями занятий). Учитывая требование современного образования к вовлечению школьников в исследовательскую и проектную деятельность, программа позволяет организовывать их внутри актуальной для подростков темы самоидентификации («Кто я?», «Откуда я?») — на материале семейной и локальной истории. Руководители школьных музеев отнеслись к презентации с пониманием и готовы участвовать в обучающем семинаре, когда пакет программы будет уже издан. Сама же программа сейчас проходит заключительную стадию апробации в Тольяттинском социально-экономическом колледже, начинается ее апробация в краеведческом музее, а осенью она продолжится в школе и воскресной школе. Только затем, после апробации и рецензирования, методический и инструментальный пакет программы выйдет в свет.

Карточки игры программы "Семейные Азбуки"

Два занятия из программы «Семейные АзБуки» в Профильной смене были продемонстрированы в качестве практических моделей работы с подростковой аудиторией. На занятие пришли активисты школьных музеев, точнее, активистки — девушки 12-16 лет из разных школ города, как оказалось, весьма осведомленные в истории страны (учащиеся школ №84, № 58, №25, №73, №74, №47, №43, №35). Первое занятие прошло в форме игры: девочки сравнивали картины мира советского и досоветского предков: высшие ценности дореволюционного и советского периодов, их влияние на ландшафт города, на повседневные занятия горожан, на дом (материал, масштаб, смысл), на семью — роли мужа, жены, ребенка. Несмотря на хорошие знания истории, разность ценностей советской и дореволюционной эпох, и, особенно, влияние этой разности на человека, его мировоззрение, семью произвело на игроков впечатление «новых ворот»… Пазлы-картинки «до» и «после» (революции, или «переворота» 1917 г.) были наглядны, скупы и громогласны: Бог — Вождь, Дом — Жилье, Глава — Герой, Жена — Герой, Сын — Герой… На втором занятии рисовали древо рода, в поколениях: нет, не 24, а 2-3; смотрели, как уменьшалось количество детей в поколениях, менялось ли вероисповедание, профессии (женщин). Говорили тихо, по душам. Активисты были похожи… не на себя.

картинка игра программы "Семейные Азбуки"

Из анкет участниц:

Удивило: как менялись дети до революции и после; досоветские и советские люди сильно отличаются; в досоветское время семья была больше сплочена, сейчас наоборот; время пролетело мимолетно; все; необычный подход к теме занятия;

Какой документ запомнился: досоветская женщина и советская; мама с сыном с книжкой — гордость семьи; дети в яслях, которых поили кумысом;

Что в вас есть от «досоветского предка»: религиозность; семейственность; вера в бога; любовь к природе; уважение к родителям;

Что в вас от «советского предка»: трудолюбие; самостоятельность; равноправие; моральные ценности; умение женщины выживать наравне с мужчиной.

Пресс-служба Тольяттинского краеведческого музея

школьницы на занятии в музее