Сейчас за что не возьмутся – всё получается через одно место

deliniatory

На Автозаводском шоссе (это одна из основных магистралей Тольятти) вновь установили делиниаторы – искусственные бордюры с пластмассовыми флажками, которые используются как дорожная разметка и разделитель полос движения. Впервые они появились в городе еще летом 2020 года, сразу вызвав шквал критики. В итоге большая часть была сломана водителями, чиновников сразу же в соцсетях обвинили в бессмысленных расходах. Казалось, что эта ставшая недоразумением история закончилась, но…

Здесь вам не столица

Как и многие другие новшества, использовать делиниаторы начали в Москве лет десять назад. Там их тоже ломали в большом количестве, однако для города со столь солидным бюджетом (в текущем году расходы составят 3 триллиона 633 миллиарда рублей, что примерно в 360 раз больше, чем в Тольятти) подобные траты иначе как копеечными не назовешь.

К столичным причудам все уже давно привыкли, однако позже, с подачи госавтоинспекции или каких-то иных структур, эти дорогие резиново-пластмассовые дорожные «игрушки» стали активно распространяться в других крупных городах. Дошла очередь и до Тольятти с его низкой культурой вождения, где в августе 2020-го новые элементы улично-дорожной сети восприняли крайне негативно.

дилиниаторы на Автозаводском шоссе

Сначала в соцсетях возмущались простые автомобилисты:

– Отвратительно неудобное и аварийно-опасное заграждение. Все от него шарахаются вправо, часто занимая часть соседней полосы. Когда эта преграда внезапно появляется слева от тебя, из-за впереди едущего авто, интуитивно резко дергаешь руль, так как не успеваешь понять, что это или кто. Так и убиться не долго.

– У меня вопросы: как будут чистить снег зимой на участке с таким ограждением? Ожидать с трех полос сокращение до двух? Посередине будет разделительный широкий ледяной бугор. Здесь вам не Москва и не Питер, где снега нет по факту. А вручную их чистить никто не будет.

– Отражатели поотлетают скоро. На замену, интересно, сколько запасли? Думаю, нисколько.

– Это смех, а не ограждения! А ведь на это потратили время, деньги… Сейчас за что не возьмутся – всё получается через одно место…

Среди нескольких сотен комментариев мы не нашли ни одного положительного, хотя в других городах мнения автомобилистов разделились. Возможно, многое действительно зависит от уровня культуры вождения.

К сожалению, пессимистичные прогнозы горожан оправдались на 100 процентов. Вскоре в сети стали появляться видеозаписи, на которых видно, как грузовые машины, слишком близко прижимающиеся к пластмассовым отражателям, ломают их. Нельзя сказать, что сшибание превратилось в местную забаву, однако уже через несколько месяцев можно было начинать подсчитывать ущерб.

делиниатор сломан

По 4 тысячи за штуку

Наверняка многим интересно, сколько же стоят эти модные разделительные конструкции? На одном из сайтов указано, что цена за комплект (полимерпесчаный бордюр, длиной около метра и пластмассовый сигнальный столбик) составляет примерно четыре тысячи рублей. На другом – 2665 за один только бордюр и еще около двух тысяч за столбик. На третьем – 2200 (без столбика) и так далее.

Мы смотрели конструкции, которые визуально похожие на те, что установлены на Автозаводском шоссе, хотя не исключено, что применяемые для изготовления материалы могут отличаться, а значит и цена тоже.

Как бы там ни было, давайте предположим, что стоимость одного комплекта – четыре тысячи рублей. Согласно информации, которая примерно год назад была озвучена на заседании городской думы, всего на Автозаводском шоссе за бюджетный счет в рамках реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» установили 1230 делиниаторов. То есть, получается, что траты могли составить почти 5 миллионов рублей, хотя, не зная условий контракта, не будем утверждать, что сумма была именно такой.

В любом случае потратиться пришлось солидно, причем через несколько месяцев после установки уже у самих чиновников стали появляться сомнения в целесообразности. В декабре 2020 года мы задали вопросы тогдашнему мэру Сергею Анташеву:

– Водители периодически размещают в соцсетях фотографии делиниаторов, установленных на Автозаводском шоссе напротив «Парк Хауса». Грязные и зачастую поломанные, они выглядят весьма неприглядно. Что думаете по этому поводу? Не была ли ошибкой их установка?

– Вы меня прямо сталкиваете с госавтоинспекцией, – ответил он. – Решение об установке там принималось, а мы его исполняем. Согласен с вами. С эксплуатационной точки зрения, эти разделители не для нашей климатической зоны. Кстати, вчера проезжал и обратил внимание, что их уже отмыли.

В Краснодаре зареклись

Еще один вопрос, на который хочется найти ответ: а в других городах тоже мучаются с этими делиниаторами? Мы нашли информации, что, например, в Сочи их установку называют оригинальным техническим решением, позволяющим эффективно бороться с любителями езды по обочинам.

– Хорошая альтернатива камерам видеофиксации, – написал один из местных автоактивистов. – Там, где установлены эти желтые штуки, обочечников нет совсем.

Впрочем, без критики и там не обошлось. Некоторые считают, что властям стоит научиться строить широкие дороги, если же не умеют, то официально разрешить ездить по обочинам, а не делать дополнительные преграды.

Далее, Санкт-Петербург, где делиниаторы в качестве эксперимента установили на Большом проспекте Петроградской стороны. Такого шквала негативных комментариев как в Тольятти мы не нашли, хотя недовольства все-таки были. Большинство автолюбителей полагают, что делиниаторы – пожалуй, единственный действенный метод в борьбе с нарушителями. А вот дальнейшее обсуждение уже распадается на несколько противоположных точек зрения.

К примеру, автолюбители стали указывать на то, что выпуклости на грязном асфальте заметить очень трудно (особенно в вечернее время), что чревато серьезными неприятностями. Их тут же поддержали мотоциклисты, которым наезд на такое препятствие вообще жизни стоить может. Пешеходы же вполне довольны новыми мерами по наведению дорожного порядка, правда, было несколько случаев, когда люди, перебегающие трассу в неположенном месте, запинались об конструкцию.

– Делиниаторы – это единственное, что заставит водителей не мешать общественному транспорту на выделенной полосе, – заявили в петербургской мэрии. – Если эксперимент окажется успешным, будем устанавливать в других местах. Проблема с уборкой сейчас решается. Скорее всего пока очищать разделители будут вручную, однако рассматривается вариант привлечения дополнительной техники со вращающимися щетками.

А вот в Краснодаре чиновники решили, что больше не будут ставить и ремонтировать делиниаторы, поскольку это слишком дорого для местного бюджета. Только три десятка повреждений обошлись более чем в два миллиона рублей. Информацию направили в полицию, однако в 19 случаях дела прекратили в связи с окончанием сроков проведения административного расследования, в нескольких случаях их отказались возбуждать, и лишь двоих виновников привлекли к ответственности, получив со страховой компании 170 тысяч.

Остались 74 флажка из 1230

Однако вернемся в Тольятти, где весной этого года делиниаторы хоть и в ограниченном количестве, но снова появились на участке Автозаводского шоссе от пересечения с Южным до улицы Мичурина.

– На зимний период делиниаторы сняли, – прокомментировал ситуацию руководитель департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии Павел Баннов. – На мой взгляд, решение себя оправдало. Они сохранены. Часть оснований, конечно, повреждена, но не в таком большом количестве. Отремонтируем, и делиниаторы, которые на складе, будут опять установлены, чистые, помытые.

Чиновник сдержал слово, хотя критики по поводу делиниаторов меньше не стало. Кстати, в свое время депутаты городской думы сильно расстроились, узнав, что за первые полгода эксплуатации 67 процентов конструкций пришли в негодность. Баннов тогда даже сумму озвучил, требующуюся на эксплуатацию и замену – около 6 миллионов рублей в год, после чего парламентарии назвали эту затею дорогим удовольствием.

Кроме того, некоторые из депутатов заявили, что делиниаторы являются причиной ухудшения пропускной способности. Мол, они сами занимают часть проезжей части, а плюс к тому – дистанция, на которой водители предпочитают держаться от этих технических средств. Был поставлен вопрос о целесообразности и эффективности установки этих дорогостоящих и недолговечных элементов, однако альтернативы им до сих пор не нашли.

На днях мы побывали на Автозаводском шоссе, чтобы посмотреть, в каком состоянии сейчас находятся делиниаторы. Задачу поставили непростую, а именно посчитать их общее количество на примерно полуторакилометровом участке от Южного до Мичурина. Получилось 1159, то есть количество, сопоставимое с теми 1230, которые озвучивались летом позапрошлого года.

Правда, количество пластмассовых сигнальных флажков (их еще называют отражателями или столбиками), которые так активно сбивали автомобилисты, существенно уменьшилось. Мы насчитали всего 74 штуки, хотя в идеале их число должно соответствовать числу делиниаторов. Если в 2020-м флажки ставили на каждый элемент конструкции, то теперь лишь на каждый 25-й (иногда 20-й, 22-й или 26-й), в основном в тех местах, где начинается или заканчивается полоска из делиниаторов.

В целом нельзя сказать, что впечатления остались приятные. Желтые делиниаторы действительно отмыли после зимнего хранения, однако на многих уже видны черные следы от автомобильных шин – то есть как наезжали на них, так и продолжают это делать. Получается, что не доросли мы пока что до этих модных конструкций, так и не научившись их беречь и очищать от снега, о чем свидетельствует демонтаж в зимний период.

Что дальше? Понятно, что уже купленные продолжат эксплуатировать, однако прежде чем приобретать новые, нужно серьезно подумать, чтобы опять не полетели обвинения от тольяттинцев по поводу пустой траты денег. Плюс ко всему депутаты городской думы теперь с большим интересом будут интересоваться, не планирует ли мэрия повторно наступить на одни и те же грабли…

По дорогам ходил Илья Просекин, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 18 (1402) 13.05.22