Сберечь нервы и здоровье жителей

В конце 2016 года Президент РФ дал поручение разработать новую модель деятельности первичного звена здравоохранения – поликлиник, в которых отмечается больше всего проблем, недовольства и жалоб пациентов.

Проект «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» был разработан и запущен в ноябре в трех городах РФ – Ярославле, Калининграде, Севастополе. Через полгода результаты пилотного проекта рассмотрели и рекомендовали к применению в 33 регионах страны. Самарская область в их число не вошла, но специалисты региона решили самостоятельно реализовать проект на своей территории.

Начали с трех крупнейших городских поликлиник – Самарской городской поликлиники №13 Железнодорожного района и двух Тольяттинских – №2 и №3. Затем проект охватит остальные городские поликлиники и сельские амбулатории.

Цель проекта – помочь жителям получать необходимую медицинскую помощь быстро, без очередей и многократных хождений за талонами к врачу, на диагностические и лечебные процедуры.

«Мы стартовали в этом проекте 3 июля этого года, – отметил заместитель министра здравоохранения Самарской области С.А. Вдовенко. – И для работы в проекте выбрали самые проблемные учреждения: все они обслуживают большое число жителей, имеют несколько разбросанных по территории филиалов, отделений, которые по большей части находятся в приспособленных помещениях на первых этажах жилых зданий, испытывают кадровый голод, сталкиваются с большим количеством жалоб пациентов. В будущем мы рассчитываем, что все 64 подведомственных министерству региона учреждения амбулаторно-поликлинического звена будут работать по принципам бережливого производства. Впрочем, принципы эффективной организации работы врача, фельдшера, медицинской сестры, создание комфортных условий пребывания, снижение времени пребывания в учреждении и разделение потоков пациентов универсальны и актуальны для всех медицинских учреждений: стационаров, станций скорой помощи».

Работа по проекту рассчитана на два года – до конца 2019 года. Но первые результаты появились практически сразу.

Так, заместитель главного врача по организационно-методической работе Тольяттинской городской клинической поликлиники №3 М.Е. Рогожева рассказала, что поликлиника считается самой крупной в Российской Федерации, она обслуживает 300 тысяч населения Автозаводского района Тольятти. Используя опыт пилотных регионов, работу по проекту здесь начали с организации самого проблемного (по мнению посетителей учреждения) процесса получения диагностических услуг в плановом порядке. Не всегда пациент мог получить направление-талон с указанием конкретной даты и времени на диагностическую процедуру при первом посещении. Это вызывало недовольство и пациентов, и медиков. Тогда были приняты меры по перераспределению и обеспечению медиков персональными компьютерами, создали дополнительные рабочие места, обучили сотрудников, разработали систему записи на диагностические услуги в электронном виде. Пациенты сразу заметили и оценили перемены, стало гораздо удобнее, сократились очереди, время получения талона. А это и есть основная цель проекта – повысить качество медицинских услуг, степень удовлетворенности пациентов. К слову, это один из ключевых индикаторов, по которому будут оценивать выполнение программы.

Заместитель министра здравоохранения Самарской области С.А. Вдовенко: «Организация работы по проекту «Бережливая поликлиника» позволяет сберечь время пациентов, ресурсы, в том числе и кадровые (а их дефицит по-прежнему острее ощущается именно в амбулаторно-поликлиническом звене), а главное – сберечь в конечном счете нервы и здоровье жителей».

Правительство Самарской области

очередь больных в кабинет врача

фото: hi-tech.ua

фото: из открытых источников