Самуил Маршак: Красивейшие по наследству Музы знаменитого поэта

    маршак с семьей
    1. Сестра Сусанна 2. Дочь Натанель 3. Жена София 4. Самуил Маршак. Фото 1915 года

    Познакомился с Софьей Мильвидскрй — студенткой химфака университета, девушкой очень стройной и настолько изящной, что подруги частенько шутили: «Мильвидская, смотри — сломаешься». Отец Софьи был необычайно красивым человеком, и дочь унаследовала его красоту.

    Даже маленькие дети, еще, возможно, сами не умеющие складывать буквы и слоги в слова, с любовью и уважением произносят имя Маршака. За этим словом в их воображении живет необыкновенно интересный человек, который так здорово рассказывает про «рассеянного с улицы Бассейной» и «кошкин дом», про Робина-Бобина и новогодние подснежники, про «вересковый мед» и про «дом, который построил Джек»!

    А взрослые не только с удовольствием читают его стихи, но еще часто кладут их на музыку, чтобы на свете стало больше песен о любви…

    Его величество Случай

    Родился будущий писатель поэт, переводчик, критик и драматург 3 ноября 1887 года в Воронеже, в небогатой семье заводского техника. В гимназии учитель словесности считал юного Маршака вундеркиндом и, привив ему любовь к классической поэзии, всячески поощрял его первые литературные опыты.

    В жизни всегда многое зависит от случая. Так и в судьбе Маршака Его Величество Случай сыграл большую роль. В 1902-м семья переехала в Петербург. И здесь, совершенно случайно, одна из поэтических тетрадей пятнадцатилетнего Самуила попала в руки известного русского критика и искусствоведа В.В. Стасова. Это изменило всю жизнь Маршака: Стасов, пришедший в восторг от стихов юноши, принял горячее участие в его судьбе, помог определиться в одну из лучших петербургских гимназий и дал возможность все свободное время проводить в публичной библиотеке.

    Еще два человека: Максим Горький и Федор Иванович Шаляпин — сыграли большую роль в судьбе Маршака. Познакомившись с ним в доме Стасова, отнеслись к нему очень заинтересованно — их усилиями и на их средства Маршак два года учился в Ялтинской гимназии.

    Вернувшись в Петербург и перейдя из разряда вундеркиндов в разряд молодого перспективного дарования, Маршак начал сотрудничать с одним из популярнейших российских журналов того времени — «Сатирикон». А уже в 1907 году из печати вышел его первый поэтический сборник — «Сиониды», посвященный еврейской тематике…

    В 1911 году Самуил Маршак, в качестве корреспондента двух петербургских изданий — «Всеобщей газеты» и «Синего журнала», — в группе еврейской молодежи совершил довольно длительное, полугодовое, путешествие по Ближнему Востоку — с продолжительными остановками в разных пунктах, например, в Иерусалиме.

    Это первое заграничное путешествие Самуила Маршака ознаменовалось прекрасными лирическими стихотворениями, родившимися в поездке, дало обилие впечатлений и знаний, расширило общую культуру и творческие возможности. И кроме того, привело к осознанию правильности намеченного им для себя пути.

    Софья и Натанель — две музы

    А еще эти полгода странствований по чужим берегам подарили ему чудесного спутника — и на поездку, и, как оказалось, на всю жизнь. На пароходе, плывущем в Палестину, Маршак познакомился с Софьей Мильвидскрй — студенткой химфака университета, девушкой очень стройной и настолько изящной, что подруги частенько шутили: «Мильвидская, смотри — сломаешься». Отец Софьи был необычайно красивым человеком, и дочь унаследовала его красоту.

    Познакомившись и проникшись друг к другу необыкновенной симпатией, молодые люди уже не расставались ни на миг, а вскоре по возвращении они поженились.

    И, конечно же, Софья Михайловна с этого времени и до конца жизни оставалась музой писателя. Несмотря на разницу в темпераментах, она прекрасно понимала мужа, поддерживала его в начинаниях и многое сделала для развития его таланта.

    …В конце сентября 1912 года супруги Маршак отправились в Англию. Там они совершенствовали свое образование: Самуил учился сначала в политехникуме, затем два года посещал лекции на филологическом факультете Лондонского университета.

    В 1914 году семья увеличилась — Софья родила девочку, которую счастливые родители нарекли Натанелью…

    Вскоре после начала Первой мировой войны семья Маршаков вернулась на родину.

    Ну не могло так оказаться, чтобы у писателя, написавшего много замечательных произведений для детей, не было маленькой музы, вдохновлявшей его на искренние и добрые строчки, радовавшие не одно поколение малышни… Была, но вдохновение и бесконечная любовь к детям, рождавшиеся в его душе, были связаны с одним очень печальным воспоминанием.

    В 1915 году Маршак вместе с женой приехал в Воронеж. Он должен был призываться на фронт по месту рождения. Однако в армию его не взяли из-за плохого зрения. Тем не менее, Маршак задержался в Воронеже на два года. Город был заполнен беженцами, Маршак старался им помочь, а позже рассказывал, что общение с детьми беженцев стало стимулом к написанию стихов для маленьких.

    Но было и еще одно обстоятельство, оказавшее на него влияние — и обстоятельство весьма трагичное. Горе пришло в семью Маршаков в виде самовара с кипящей водой, который их годовалая дочь Натанель случайно опрокинула на себя. От полученных ожогов она вскоре скончалась в больнице…

    Любимый образ маленькой девочки, угасшей в самом начале жизни, всегда оставался в памяти и душе Самуила Маршака. И свою любовь к ней он пронес через всю жизнь в строчках своих произведений: мудрых для взрослых и понятных детям.

    Один из хорошо знавших чету Маршаков людей как-то сказал: «Тем, что Маршак осуществился Маршаком, мы обязаны Софии Михайловне…»

    И действительно, став Маршаку и женой, и музой, она смогла всю жизнь успешно совмещать эти две ипостаси. Умная и строгая, стойкая и мужественная, терпеливая и заботливая, все понимающая женщина была рядом с ним почти сорок два года. Они вместе пережили немало радости и горя, надежд и тревог, но никогда не теряли жизненной стойкости.

    Жестокая судьба отняла у них двоих детей: погибшую в младенчестве Натанель и сына Якова, умершего в 20 лет от тяжелой болезни. И, тем не менее, супруги не замкнулись в своем горе, не утратили присущую им доброжелательность к людям, всегда оставались готовыми помочь всем, чем угодно каждому нуждающемуся…

    «Детский городок», «Воробей» и «Робинзон»

    В годы революции и Гражданской войны Маршаку довелось поколесить по стране, неоднократно пересекая ее с севера на юг. В 1920 году он осел в Екатеринодаре (ныне — Краснодар). И здесь впервые проявились другие маршаковские таланты — организатора и, как бы сейчас сказали, креативщика: писатель кипел идеями, которые сам же и реализовывал.

    За два года Маршак создал в Екатеринодаре так называемый «Детский городок» — целый комплекс детских учреждений, включавший в себя школу, библиотеку, мастерские и один из первых в России театр юного зрителя, для которого он сам пишет первые пьесы.

    В конце 1922 года семья Маршака переехала в Петроград, где Самуил Яковлевич вскоре стал заведующим литературно-репертуарной частью Петроградского Театра юных зрителей. А вскоре начали выходить стихотворные книжки Маршака для маленьких читателей, мгновенно завоевавшие любовь и признание у этих я самых «маленьких читателей»: «Детки в клетке» и «Пожар», «Сказка о глупом мышонке» и «Багаж», «Вот какой рассеянный» и «Дом, который построил Джек».

    В 1923 году Маршак организовал детский журнал «Воробей» (в 1924-1925-м — «Новый Робинзон») и стал его редактором. В этих журналах впервые были опубликованы произведения Бориса Житкова, Виталия Бианки, Евгения Шварца — будущих классиков детской отечественной литературы. Среди тех, кому Маршак открыл дорогу в большую литературу, можно назвать Леонида Пантелеева и Григория Белых (авторов «Республики ШКИД»), Даниила Хармса, Николая Заболоцкого и другие. Поэтому совершенно справедливо и вполне заслуженно Горький в начале 1930-х годов назвал Маршака «основоположником детской литературы у нас».

    В 1938 году семья писателя — сам Самуил Яковлевич, Софья Михайловна и два их сына, Яков и Иммануэль, — переселилась в Москву.

    Наставление без принуждения и скуки

    Маршак, старательно обходя литературные «митинги» и дрязги, не стремясь попасть в президиумы и на съезды, продолжал много работать. С раннего утра и до сумерек в его комнате раздавался непрерывный стук печатной машинки, лишь по вечерам он выходил прогуляться по маленьким и тихим улочкам Москвы. Даже на дружеских посиделках он не любил тратить время на болтовню ни о чем.

    Кстати, одним из его приятелей был известный ученый, профессор МГУ, Иван Каблуков, за которым водились периодически выдаваемые фразы типа «знако лицомое» или «домер нома». Естественно, профессор стал прототипом легендарного маршаковского героя — того самого «рассеянного с улицы Бассейной». Героя, написанного Маршаком с теплотой и юмором…

    Вся страна не только знала «Самуила Яковлевича», но и с удовольствием читала, смотрела и слушала — в книгах, спектаклях и радиопостановках — его стихи и пьесы-сказки (некоторые из них до сих пор живут на театральных подмостках, на теле- и киноэкране) — «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев», «Горя бояться — счастья не видать», «Умные вещи»…

    Чем же притягивали произведениях Маршака? Корней Чуковский относился к маршаку с большим уважением и писал о нем так:

    «В игрушечный мир дореволюционной детской литературы Маршак ввел живые и узнаваемые, обаятельные и забавные, фантазийные и поучительные образы людей, взрослых и маленьких, зверей, птиц, вещей. Они попадают в самые разнообразные ситуации, вызывающие смех, сочувствие, понимание, недоверие — целый спектр чувств, в основу которых писатель ненавязчиво и тонко кладет назидание, наставляющее без принуждения и скуки».

    Маршак творил во многих жанрах. Среди них: стихотворная новелла, баллада, загадка, сценка, песенка, сказка и присказка, считалка, пьеса. И все это разнообразие чудесным образом сочеталось с удивительной легкостью, изяществом и виртуозной простотой. Неслучайно многие строчки из произведений Маршака — «стихов алмазной чеканки», как называл их Чуковский, до сих пор присутствуют в нашей живой разговорной речи

    Венок из вереска

    Практически во все время своей литературной деятельности (более 50 лет) Маршак продолжал сочинять и стихотворные фельетоны, и серьезную, «взрослую» лирику. Взрослому читателю он открыл прекрасный мир английской поэзии. Его переводы сонетов Уильяма Шекспира, песен и баллад Роберта Бернса, стихов Уильяма Блейка, У. Вордсворта, Дж. Китса, Р. Киплинга, Дж. Г. Байрона, Э. Лира, А.А. Милна, Р. Стивенсона стали классическими. В них он показал себя блестящим мастером, очень тонко чувствующим чужой язык и глубоко знающим и понимающим свой собственный.

    Не менее хороши переводы Маршака и других поэтов — украинских, белорусских, литовских, армянских. Есть в его «собрании» и Генрих Гейне, и Джанни Родари, и даже Мао Цзэдун.

    О качестве и значении переводов С.Я. Маршака, широте и силе его таланта может свидетельствовать тот факт, что за переводы из Роберта Бернса Самуил Яковлевич был удостоен звания почетного гражданина Шотландии, а на похороны писателя с родины Бернса был прислан венок из вереска…

    Отражения в стекле…

    Писатель два раза награждался орденом Ленина (в 1939 и в 1957 годах). В 1945 году получил орден Отечественной войны 1-й степени, в 1947-м — орден Трудового Красного Знамени.

    Однажды, в пору своих философских раздумий, Самуил Яковлевич написал такие строки:

    Все те, кто дышит на земле,

    При всем их самомнении —

    Лишь отражения в стекле,

    Ни более, ни менее…

    Однако, возражая сам себе, он всегда старался улучшить жизнь — тем, кто «лишь отражения в стекле», кто пришел в этот мир, кто вдохнул этот воздух, кто любит и любим… А он любил всех- «всех тех, кто дышит на земле…». Но больше всех — одну.

    Софья Михайловна Маршак умерла 24 сентября 1953 года. Самуил Яковлевич очень тяжело переживал кончину жены, а облик ее сохранил для себя и для нас в нескольких строках:

    Колышутся тихо цветы на могиле

    От легкой воздушной струи.

    И в каждом качанье негнущихся лилий

    Я вижу движенья твои.

    Порою печальна, подчас безутешна,

    Была ты чужда суеты

    И двигалась стройно, неслышно, неспешно,

    Как строгие эти цветы.

    Самуил Яковлевич Маршак пережил жену на 11 лет и скончался 4 июля 1964 года в Москве, он похоронен на Новодевичьем кладбище…

    Первые читатели стихов Маршака уже давным-давно стали прадедушками и прабабушками. В мир приходят новые поколения — но и им не обойтись без веселых, остроумных и поучительных книг доброго волшебника. Никто из нас не расстается с Маршаком на всю жизнь — становясь старше, мы приходим к его «взрослым» произведениям, а там уже приходит пора вновь возвращаться к детским — уже с нашими детьми и внуками…

    Подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Тольяттинская библиотечная корпорация» e-mail:rossinskiye@gmail.com

    Литература:

    1. Маршак, Самуил Яковлевич. В начале жизни : Страницы воспоминаний / Маршак Самуил Яковлевич; Худож. Г.Филипповский. — М. : Сов. писатель, 1961. — 298 с., ил.
    2. Маршак, Самуил Яковлевич. Веселое путешествие от А до Я / Маршак Самуил Яковлевич; Худож. В. Гальдяев. — М.: «Дом», 1995. — 121с., ил.
    3. Маршак, Самуил Яковлевич. Веселое путешествие от А до Я / Маршак Самуил Яковлевич ; Худож. В. Гальдяев. – М.: «Дом», 1995. — 121стр., ил.
    4. Маршак, Самуил Яковлевич. Веселое путешествие от А до Я / Маршак Самуил Яковлевич ; Худож. В. Гальдяев. — М.: «Дом», 1995. — 121с., ил.
    5. Маршак, Самуил Яковлевич. Воспитание словом: статьи, заметки, воспоминания / Маршак Самуил Яковлевич. — Москва: «Советский писатель», 1964. — 584 с.
    6. Маршак, Самуил Яковлевич. Багаж: На англ. яз. / Маршак Самуил Яковлевич. — М.: «Прогресс», 1982. — 12 с., ил.
    7. Маршак Самуил Яковлевич. Детям / Маршак Самуил Яковлевич; Худож. В. Чугуевский. – М.: «АСТ»; «Астрель», 2002. — 350 с., ил. — (Серия: «Писатели детям»).
    8. Маршак, Самуил Яковлевич. Лирические эпиграммы/ Маршак Самуил Яковлевич ; ил. Д. С. Бисти. — Москва: «Советский писатель», 1970. — 94 с., ил.
    9. Маршак, Самуил Яковлевич. Последний фонарь за оградой…: стихотворения, переводы:/ Маршак Самуил Яковлевич. — Москва: «НексМедиа»: «Комсомольская правда», -2013. — 239 с. , ил. — (Серия: «Великие поэты», Т. 95)
    10. Маршак, Самуил Яковлевич. Ради жизни на земле: об А. Твардовском / Маршак Самуил Яковлевич. — Москва: «Советский писатель», 1961. — 107 с.
    11. Маршак, Самуил Яковлевич. Сказки, песни, загадки; Стихотворения; В начале жизни: Страницы воспоминаний / Маршак Самуил Яковлевич; Предисл. В.В.Смирновой; Оформ. Б.А.Дехтерева и др. — М : «Дет. лит»., 1981. – 639 с., ил.
    12. Маршак, Самуил Яковлевич. Сказки, песни, загадки; Стихотворения; В начале жизни: Страницы воспоминаний / Маршак Самуил Яковлевич; Предисл. В.В.Смирновой; Оформ. Б.А. Дехтерева и др. — М.: «Дет. лит»., 1981. — 639 с., ил.
    13. Маршак, Самуил Яковлевич. Эпиграммы оригинальные и переводные: афоризмы, эпитафии, заздравные тосты, экспромты / Маршак Самуил Яковлевич; худож. Б. Крейцер. — Ленинград: «Художник РСФСР», 1978. — 103 с., ил.

    О нем:
    1. Галанов, Борис Ефимович. С.Я. Маршак: Жизнь и творчество / Галанов Борис Ефимович; Оформ. Н.Мунц. — М.: «Дет. лит»., 1965. — 312с. : ил. — (Серия «Дом детской книги»). — Стр.308-311.
    2. Мирт А. Две музы Самуила Маршака// Александр Мирт//Веста. — 2016.- №8. — Стр.52-53.
    3. Сарнов, Бенедикт Михайлович. Самуил Маршак: Очерк поэзии /Сарнов Бенедикт Михайлович; Худож. Н.Крылов. — М.: «Худож. лит.», 1968. — 191 стр.
    5. С. Я. Маршак и музыка для детей: Ноты: музыкальные сказки, песни и стихи в сопровождении фортепиано / сост. Е. Н. Соковнина. — Москва: «Музыка», 1987. — 64 с. : нот, ил.