Октябрь неслучайно называют месяцем, способствующим депрессии. Солнца всё меньше, темнеет раньше, дожди, мысли о приближающейся зиме…
Впрочем, и у середины второй половины осени есть свои плюсы. Например, подходит к завершению сезон для тех, кто привык передвигаться по городу на электросамокатах, мало заботясь о комфорте и безопасности пешеходов.
За рулем – избалованные и невоспитанные!
Дошло до того, что в последние годы некоторые пешеходы с нетерпением ждут зиму, только чтобы отдохнуть от носящихся с ветерком по тротуарам самокатчиков. Весит такое средство передвижения много, так что, если собьют, мало не покажется. Вот и приходится горожанам (особенно тем, кто вышел погулять с маленькими детьми) постоянно оглядываться, опасаясь, что мимо проедет очередной лихач на двух колесах…
А еще мы учимся не делать резких движений, ведь электросамокаты едут почти бесшумно и могут появиться из-за спины неожиданно.
То есть случайный шаг пешехода в сторону – и водитель вряд ли успеет затормозить. В общем, с молчаливого согласия местных властей, во главе с бывшим мэром Николаем Ренцем, тротуары, по сути, превратились в проезжую часть.
– Маленькие избалованные невоспитанные незнайки, – именно так охарактеризовал в соцсетях водителей электросамокатов один из тольяттинцев. – У нас в детстве были велосипеды, но если иногда и катались по проезжей части, то голову при этом не отключали.
Эти ж, на самокатах, проезжая перекресток по пешеходному переходу, смотрят не по сторонам, а в смартфон! А потом – сбили, убили! Незнание закона не освобождает от ответственности, незнание ПДД – не означает вечную жизнь.
Самокаты приравнены к средствам индивидуальной мобильности. То есть до 7 лет – движение только в присутствии взрослых, а с 7 до 14 лет – по тротуарам, велодорожкам и в пределах пешеходных зон.
Подобных комментариев в интернете очень много. Одни требуют полностью запретить электросамокаты, другие, понимая, что замешаны очень большие деньги, просят хотя бы навести порядок.
Кстати, представители «Вольного города» несколько раз обращались к чиновникам с просьбой больше уделять внимания этой проблеме. Никакой реакции! Мало того, Николай Ренц даже вступил в полемику с депутатами городской думы, доказывая, что электросамокаты – это хорошо:
– Мир не стоит на месте, и люди всё чаще применяют средства индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты. Может, не вы сами, но ваши дети точно на них пересядут вместо автомобилей. Это нормально. Если начнем сопротивляться прогрессу – окажемся в последнем вагоне.
В какой-то степени мэр прав, однако странно, что он ничего не сказал о высокой драматичности при использовании этих средств передвижения. Ему как бывшему доктору это должно быть совсем не безразлично…
Мы сбиваем, нас сбивают
Сегодня мы решили сделать подборку дорожно-транспортных происшествий этого года с участием электросамокатов. Отметим, что большинство из них произошли в Автозаводском и Центральном районах, причем первые пострадавшие появились, едва растаял снег.
18 апреля. Приморский бульвар. Сбили шестилетнего мальчика, которого бабушка вела в детский сад.
18 апреля. Улица Родины. Наезд на двух школьников 10 и 12 лет, которые шли по велодорожке.
24 апреля. Цветной бульвар. 37-летний водитель автомобиля «Шевроле Нива» в жилой зоне возле дома № 14 допустил наезд на 14-летнего подростка на электросамокате.
26 апреля. Улица Революционная. Вечером сбили семилетнего ребенка, шедшего с матерью.
5 мая. Улица Краснознаменная (микрорайон Федоровка). Столкновение с автомобилем «БМВ», в результате столкновения пострадали два 9-летних мальчика, один из которых управлял самокатом, а другой ехал в качестве пассажира.
28 мая. Улица Родины. 14-летняя девочка с нарушением правил пересекала проезжую часть, в результате чего была сбита женщиной, находившейся за рулем автомобиля «Шкода».
23 июня. Улица Автостроителей. На тротуаре возле дома № 102 «б» произошло столкновение велосипедиста и самокатчика.
4 июля. Улица Автостроителей. Водитель «Весты» сбил 16-летнюю девушку, которая не спешилась перед нерегулируемым пешеходным переходом.
8 июля. Улица Карла Маркса. Водитель электросамоката сбил подростка на тротуаре возле дома № 76, после чего скрылся с места ДТП.
21 июля. Улица Юбилейная. На тротуаре возле ДКИТ сбили шестилетнего мальчика.
28 июля. Улица Спортивная. Женщина на «БМВ» совершила неправильный поворот и сбила ехавшего навстречу 23-летнего молодого человека, занимавшегося доставкой продуктов.
30 июля. Улица Автостроителей. В жилой зоне «Веста» сбила 15-летнего самокатчика, который ехал по дороге от одного тротуара к другому.
13 сентября. Улица Комсомольская. Столкновение самокатчика с автомобилем «Гранта».
17 сентября. Улица Ленина. Возле дома № 53 подросток сбил 78-летнего пешехода.
Докатался до перелома ключицы
Не могу ручаться, что это полный список, ведь бывают случаи, когда, слегка зацепив кого-то из пешеходов, самокатчики спешат уехать, чтобы избежать наказания. Пострадавшие же, обматерив обидчика и потерев ушибленное место, идут домой залечивать раны, не обращаясь в медицинское учреждение.
Впрочем, даже то количество, которое попало в поле зрения нашей газеты, говорит о серьезности проблемы. К счастью, пока обходится без смертельных случаев, однако происшествий с травмированными очень много, причем, судя по сводкам, большинство пострадавших попадают в больницу. Наверное, пора уже принимать более решительные меры, направленные на защиту пешеходов.
Кстати, на днях отец подростка, примерно месяц назад пострадавшего на улице Комсомольской, решил в соцсетях обратиться за помощью к горожанам:
– Мой ребенок попал в ДТП на самокате по пути на учебу. В 12:50 его сбил водитель азиатской внешности. Результат – перелом ключицы со смещением. Если кто-то стал свидетелем происшествия или имеет запись с видеорегистратора, пожалуйста, свяжитесь со мной, так как сотрудники ДПС не провели должностного расследования, в результате чего дело пытаются замять.
Реакция последовала незамедлительно, вот только не такая, на которую рассчитывала семья пострадавшего. Вместо помощи тольяттинцы стали обвинять всех самокатчиков в том, что житья от них не стало, и в том, что одни пустоголовые за рулем, а если и осталось немного мозгов, то их ветром выдувает при езде с такой скоростью!
Максим:
– Автор во всю использует накатанные штампы для перевертывания ситуации в свою пользу: водитель азиатской внешности, ребенок ехал в школу, полиция бездействует, пытаются замять дело… Еще не хватает вопля: «Доколе?» А по факту просто самокатчик влетел в поворачивавшую машину!
Айгуль:
– Выступаю открыто против самокатчиков! Достали! Они лишили меня права свободно передвигаться по пешеходной зоне! Быстрее бы уж снег покрыл асфальт.
Алевтина:
– По дорогам летают и по тротуарам. Пешком идешь, то и дело оборачиваешься. Ладно, я среагирую, а маленький ребенок или бабуля могут и не увернуться от этих придурков скоростных. Когда начнут выписывать штрафы самокатчикам?
Желаем дедушке здоровья!
Наверняка у кого-то возник вопрос: реагируют ли компании, занимающиеся кикшерингом (прокатом электросамокатов), на все эти многочисленные происшествия? Нам попалось несколько комментариев, однако по ним едва ли можно судить о том, что коммерсанты сильно переживают за пострадавших.
Вот, например, что сказали представители компании «Woosh» после происшествия 17 сентября, когда на улице Ленина подросток сбил 78-летнего пешехода:
– Желаем дедушке крепкого здоровья. Уже разбираемся, что случилось. Не факт, что виновник был на нашем самокате, но пристально следим за развитием событий и собираем информацию.
Впрочем, если мэр города спокойно реагировал на эти происшествия, то почему коммерсанты должны плакать? Кстати, если не изменяет память, лишь один раз Николай Ренц публично выразил серьезную озабоченность, когда в прошлом году в сквере в честь 50-летия АВТОВАЗа подросток на электросамокате сбил мужчину, занимавшегося уборкой территории. Пострадавшего отправили в реанимацию, а глава города заявил, общаясь с журналистами:
– Произошедшее мы, безусловно, не оставим просто так. Будем требовать компенсацию за ущерб, причиненный здоровью нашего работника.
О том, что суд присуждает пострадавшим компенсации, тоже приходится слышать и читать нечасто. Готовя эту публикацию, удалось найти лишь один пример, связанный с наездом самокатчика на шестилетнюю девочку летом 2022 года, в результате чего у пострадавшей оказалась сломана нога. Так вот, дело дошло до суда, который присудил семье девочки 100 тысяч рублей за моральный вред.
А помните еще случай, когда мужчина на самокате умудрился разбить стекло павильона, расположенного в сквере в честь 50-летия АВТОВАЗа? Его ведь до сих пор не вставили, и находившийся внутри экспонат – вазовская «копейка» – теперь не радует взгляды гуляющих тольяттинцев и гостей города.
Ничего плохого. Просто бизнес
Еще одна проблема заключается в том, что места стоянок кикшеринговых самокатов не оборудованы. Их просто оставляют посередине тротуара, что зачастую мешает велосипедистам и пешеходам. Бывает и так (после сильного ветра), что средства индивидуальной мобильности просто свалены в одну кучу, как груда металлолома.
Мы просили Николая Ренца навести порядок, предусмотреть специальные парковки, за которые прокатные фирмы будут платить городу деньги, но он сказал:
– Давайте будем объективны и ответим на простой вопрос: зачем брать в аренду электросамокат, если ты не можешь оставить его в нужном месте? Этот бизнес как раз и основан на том, что человек берет средство передвижения, доезжает до дома, магазина или куда-то еще и оставляет. А потом подходит другой, берет и едет дальше. Так какой смысл в аренде, если потом от парковочной площадки еще пешком идти?
Вот такой у нас был мэр, сильно заботившийся об интересах бизнеса…
Возможно, кто-то из горожан скажет, что мы слишком драматизируем ситуацию. Конечно, если сравнивать Тольятти с Москвой, можно сказать, что не так уж всё плохо. Там ведь электросамокатов в десятки раз больше, а еще есть электровелосипеды, которые тяжелее (если оценивать последствия столкновения) и скорость развивают выше.
Однако это не значит, что нужно сидеть сложа руки, ограничиваясь подсчетом происшествий за год. Первые шаги уже сделаны. Местные чиновники начали говорить о запрете кикшеринга на территории популярных у горожан мест отдыха, причем Ренц даже один раз высказался достаточно жестко:
– Я их предупредил: ребята, если увижу ваши электросамокаты на набережной, лично выброшу их в Волгу. Потом ищите… на дне! Они там уже четыре столба сбили…
В то же самое время глава города подчеркнул, что, несмотря на все нюансы, не видит оснований для того, чтобы запрещать этот вид деятельности в Тольятти.
В общем, почти пережив один сезон бешеных гонок по тротуарам, можно с волнением думать о следующем. В некоторых городах (Сочи, Перми, Геленджике) чиновники уже прозрели, начав применять более строгие меры, ну, а у нас пока продолжают заглядывать в рот бизнесу. Максимум, на что можно рассчитывать – возможное уменьшение предельной скорости электросамокатов…
Илья Просекин, «Вольный город Тольятти»