Вокруг АВТОВАЗа сейчас странный ажиотаж. Помимо откровенно хвалебных публикаций, подчеркивающих, что, несмотря на усилия врагов, наш автопром процветает (почти весь год били рекорды продаж), в интернете появляются и материалы иного рода.
Начнем с недавнего заявления президента АВТОВАЗа Максима Соколова о том, что если удастся увеличить количество выпускаемых автомобилей до 700 тысяч в год, выручка может превысить триллион рублей (это бюджет Тольятти примерно за полвека).
– Средняя цена одной машины сейчас составляет примерно 1,5 миллиона, – напомнил он. – Так что с учетом прогнозируемой индексации следующих лет, мы можем добиться такого показателя. При грамотной настройке промышленной политики это не просто оптимистичная перспектива, а вполне реалистичный, базовый сценарий.
Более того, могу сказать, что производственные мощности с учетом их модернизации уже рассчитаны на более 600 тысяч автомобилей в год при условии их максимальной загрузки. Но есть определенные макроэкономические и рыночные ограничения, которые не позволяют работать с такой скоростью…
Ранее министр промышленности и торговли нашей страны Антон Алиханов также заявил, что АВТОВАЗ может увеличить годовые объемы производства до 700 тысяч автомобилей в ближайшие шесть лет. Все эти прогнозы укрепляют в россиянах мысль о безоблачном будущем отечественного автопрома. Мол, самое страшное уже пережили, так что пусть враги не тратят время, придумывая новые козни.
Впрочем, недоброжелатели АВТОВАЗа тоже не дремлют. На днях мы наткнулись на очень ядовитую публикацию в интернете, в которой идет речь о том, что у завода серьезные проблемы с импортозамещением:
– Один импорт меняется на другой. Новых производств на территории России не открывают, таких планов даже нет, поскольку чиновников всё устраивает.
Авторы отмечают, что вместо узбекских фар на «Гранту» будут ставить индийские (почему не российские?), а поршни, уплотнительные кольца, клапаны и прочие детали для двигателя якобы вообще выпускает российская «дочка» немецкой компании…
Кстати, на днях Максим Соколов как раз говорил в интервью про импортозамещение:
– Риски остановки конвейера периодически возникают. С учетом того, что с осени 2023 года завод находится под самыми жесткими ограничениями, многие традиционные иностранные поставщики отказываются сотрудничать с нами под угрозой вторичных санкций. Я уже не говорю про логистику и осуществление транзакций. Управленческая команда решает эти трудности практически ежедневно.
Не упустил президент АВТОВАЗа возможность в очередной раз упомянуть про азиатских конкурентов:
– То, что китайские машины фактически заполонили улицы Москвы и других крупных городов, объясняется не только успехами автозаводов, но и госпрограммами бюджетной поддержки, которые касаются экспорта. Мне об этом говорили сами руководители компаний, но в последнее время детали господдержки автопрома в Китае стали засекречивать.
В пользу китайского автопрома играет и высокая ключевая ставка Центробанка. Сегодня наши дилерские центры предлагают автолюбителям кредиты под 24 процента годовых, а основные конкуренты из Поднебесной могут снизить эту ставку на 10 процентных пунктов…
Согласитесь, слова Соколова назвать оптимистичными язык не повернется. Видимо, мечты о триллионе рублей выручки напрямую зависят от решений главы Центробанка Набиуллиной и от дальнейшей помощи российского правительства. Тут не о 700 тысячах машин в год приходится думать, а о том, чтобы озвученную ранее планку в 500 тысяч снижать не пришлось…
Тимур Калинин, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 48 (1534) 13.12.24