С ноября 2020 года перерасчет будут делать по-новому

    из крана течет желтая вода

    Соответствующие поправки, внесенные в статьи 157 и 157.2 Жилищного кодекса, вступили в силу 7 ноября 2020 года.

    Без перевода стрелок

    Надо признать, что формально у россиян и прежде было право на снижение платы или на получение денежного возмещения (который назывался штрафом) за холодные батареи, ржавую воду из крана или скачки напряжения в электросети, из-за которых горит бытовая техника. Это право было оговорено в правилах предоставления коммунальных услуг. Но Жилищным кодексом был предусмотрен перерасчет только за предоставление коммунальных услуг с перерывами. А значит, добиться перерасчета и тем более выплаты штрафа за некачественно оказанные коммунальные услуги было делом очень хлопотным, так что порой никакой перерасчет не стоил потерянного времени и беготни.

    Более того, до последнего времени было неясно, кто должен делать перерасчет потребителю – управляющая компания или ресурсоснабжающая организация. Сей путаницей и пользовались всевозможные службы, чтобы отбить охоту граждан требовать справедливости.

    В свое время «Площадь СВОБОДЫ» писала о случае, произошедшем в одной из девятиэтажек Тольятти. В доме протекала крыша. Из-за этого каждую осень и весну выходил из строя лифт в подъезде. И ни управляющей компании, ни обслуживающей лифт организации до этого не было дела. Дескать, пусть жильцы дома спортом занимаются, шагая по лестницам. В один осенний день пошел дождь и снова залил лифт, но в этот раз его не просто замкнуло – произошел скачок напряжения в электросети, который «убил» едва ли не всю бытовую технику, работавшую в тот момент в квартирах жильцов. Убытки жителей всего подъезда составили сотни тысяч рублей. Разбирательства, кто виноват и кому платить, шли долго. Управляющая компания кивала на организацию, которая обслуживала лифт, те – на электросети. В итоге жильцам пришлось обращаться в суд, чтобы добиться возмещения своих потерь.

    УК за всех в ответе

    Теперь такая возможность для путаницы устранена. Обязанность делать перерасчет при предоставлении некачественных коммунальных услуг прописана и в Жилищном кодексе. В документе четко оговорено, что перерасчет должна сделать управляющая организация, ТСЖ, жилищный кооператив или региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (если жильцы заключили с ними прямой договор) – организации, которые обслуживают дом. Но если у жильцов дома заключен прямой договор с ресурсоснабжающей организацией на оказание услуг (например, на поставку тепла или электроэнергии), то в этом случае при оказании некондиционных услуг ответственными становятся «ресурсники». Однако если впоследствии (уже после перерасчета) им удастся доказать, что управляющая организация ненадлежащим образом содержит и ремонтирует общее имущество многоквартирного дома (к примеру, подача тепла в многоэтажку невозможна из-за того, что УК не провела своевременно опрессовку и промывку системы отопления), то ресурсоснабжающая организация может потребовать компенсации расходов уже от УК.

    «Зачастую подача тепла в дома осложняется тем, что УК не провели опрессовку. Если поставщик тепла вынужден будет сделать жителям перерасчет за это, то расходы ему будет компенсировать управляющая компания», – объяснил эксперт программы Общероссийского народного фронта «Жилье и городская среда» Павел Склянчук.

    Без штрафов

    Еще одно нововведение: из законодательства исчез такой вид наказания за некачественные услуги ЖКХ, как штрафы жителю. По мнению законодателей, это была очень редко применявшаяся и неэффективно работающая форма наказания. Поэтому власти решили оставить в качестве меры только перерасчет платы.

    Понятно, что никто с получателями услуг наличными рассчитываться не будет. И на карту деньги перечислять не будут. Перерасчет производится в счет будущих платежей потребителя, пояснила глава комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская.

    Как добиться перерасчета

    Нормативы, которым должны отвечать вода, электроэнергия, тепло, газ и другие услуги, указаны в постановлении правительства № 354 от 06.05.2011. В этом же документе определен порядок действий в том случае, если услуги ЖКХ отличаются от норм.

    Во-первых, если из крана течет грязная вода, батареи зимой остыли или случилось другое нарушение в предоставлении услуг ЖКХ, нужно обратиться в аварийно-диспетчерскую службу. Это можно сделать письменно или устно, например по телефону. Диспетчер должен зарегистрировать обращение: с этого момента начинается отсчет периода предоставления некачественной услуги.

    Затем должна пройти проверка, после которой специалисты составят акт. Однако если УК не хочет проводить эту работу, то житель дома может привлечь двух соседей плюс администрацию дома, вдобавок можно пригласить сторонних наблюдателей – независимых экспертов или жилинспекцию – и провести проверку самостоятельно. Все итоги должны быть зафиксированы. После составления акта плату за услуги должны будут пересчитать.

    Алла Мишина, газета «Площадь СВОБОДЫ», mail-ps@mail.ru
    Оригинал статьи опубликован в газете «Площадь СВОБОДЫ»