С какими перевозчиками будет расторгнут контракт

Мэрия Тольятти готова разрывать договоры с перевозчиками, которые не желают предоставлять льготникам право на бесплатный проезд.

Новая маршрутная сеть городского пассажирского транспорта, заработавшая в Тольятти с 1 января 2015 года, является сейчас одним из наиболее актуальных вопросов, который жители Тольятти обсуждают в эти дни повсеместно: на лавочках у подъездов, в магазинах, в поликлиниках, на домашних кухнях и в маршрутках по дороге на работу. За время, пока мэрия «рекламировала» новую систему обеспечения пассажирских перевозок, тольяттинцы, пусть и с трудом, но усвоили: отныне, садясь на любой из 97 городских маршрутов, перечень которых опубликован в декабре 2014 года, люди имеют право на бесплатный проезд при наличии ученического или студенческого проездного либо социальной карты жителя Самарской области.

Авторы новой маршрутной сети неоднократно заявляли, что с 1 января 2015 года весь городской пассажирский транспорт будет возить льготников совершенно бесплатно, для чего подвижной состав компаний-перевозчиков снабдят специальными считывающими устройствами, которыми до сих пор пользовались только кондукторы муниципальных АТП-3 и ТТУ. На деле, правда, никаких терминалов в подавляющем большинстве микроавтобусов, заработавших на социально значимых направлениях, как не было, так и нет до сих пор. В связи с чем многие водители, как уже сообщали, отказываются возить владельцев транспортных карт бесплатно и требуют с них оплачивать проезд наличностью либо вовсе не входить в салон.

Между тем руководитель управления транспорта департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии г.о. Тольятти Андрей Чумаков в разговоре еще раз напомнил: обеспечение бесплатного проезда льготных категорий граждан, включая школьников, студентов и пользователей социальных карт жителей Самарской области, является обязательным требованием для всех 13 перевозчиков, взявшихся обслуживать новую маршрутную сеть Тольятти с 1 января 2015 года.

Более того, данная норма изначально ставилась чиновниками во главу угла и четко прописана в договорах, заключенных с транспортными организациями. Другое дело — контракты с победителями «маршрутных» конкурсов были подписаны только в последних числах декабря, так что новые перевозчики, за исключением АТП-3 и ТТУ, не имели чисто физической возможности в дни новогодних каникул приобрести считывающие устройства для обслуживания льготных проездных документов. Провести закупочную кампанию загодя транспортники, поясняет Андрей Чумаков, тоже не могли, поскольку не знали, победят на объявленных мэрией конкурсах или нет. Все это и привело к тому, что до сих пор подавляющее большинство микроавтобусов ездят по городу без терминалов. Что, подчеркивает собеседник, ни в коем случае не освобождает водителей от обязанности по предоставлению бесплатного проезда льготным категориям граждан при предъявлении ими соответствующих платежных документов.
— Согласно заключенным договорам, перевозчики обязаны осуществлять бесплатный провоз каждого льготного пассажира, — объясняет Андрей Чумаков. — Если перевозчик заинтересован в получении компенсации за перевозку льготников из средств городского и областного бюджетов, он должен обеспечить свой подвижной состав считывающим оборудованием для подтверждения количества перевезенных льготников. Но и до того момента, пока перевозчик не поставил такое оборудование, никто не снимает с него ответственности за перевозку льготных категорий граждан. То есть даже без считывающего устройства в салоне водитель обязан по предъявлении социальной, ученической или студенческой карты обеспечить ее владельцу бесплатный проезд.

Вместе с тем в управлении транспорта Тольятти не исключают, что даже полгода спустя не все маршруты нашего города будут обеспечены считывающими устройствами для обработки льготных проездных документов. Дело в том, что приобретение таких терминалов — дело для перевозчиков добровольное, а вот предоставление бесплатного проезда — обязательное и жестко регламентированное требование. Так что каждая компания вольна сама решать: тратиться ей на считывающие устройства и затем получать бюджетные компенсации за предоставленный населению бесплатный проезд или выгоднее сэкономить на дорогостоящем оборудовании и просто возить льготников бесплатно. Тем более новая маршрутная сеть Тольятти действительно содержит ряд направлений, доля льготных пассажиров на которых крайне низка. На них, возможно, и имеет смысл воздержаться от приобретения терминалов. Главный тезис, на котором настаивает мэрия, категоричен: неважно, на каких условиях, но льготников городские перевозчики обязаны возить бесплатно. В противном случае им грозят штрафные санкции, вплоть до расторжения заключенных в конце декабря договоров.

Другое жесткое требование муниципалитета состоит в том, что не позднее 1 февраля 2015 года весь подвижной состав, задействованный на новой маршрутной сети Тольятти, необходимо на 100% оснастить навигационными устройствами, подключенными к системе слежения ГЛОНАСС. Это необходимо, чтобы мэрия как заказчик внутримуниципальных пассажирских перевозок могла в режиме реального времени контролировать, что происходит на линии, сколько машин работает на маршрутах, соблюдается ли интервал движения и т.д. По словам Андрея Чумакова, на совещании, прошедшем в начале этой недели, перевозчикам было заявлено: если к указанному сроку будут продолжаться глобальные сбои в работе новой маршрутной сети, включая непредоставление бесплатного проезда льготникам и иные нарушения, на которые массово жалуются тольяттинцы, мэрия оставляет за собой право применять к транспортным организациям штрафные санкции, опять же вплоть до расторжения договоров.

Вообще, в управлении транспорта Тольятти предупреждают: даже если перевозчик обеспечил достойную работу большинства отыгранных на конкурсе маршрутов, но при этом регулярно «проваливает» хотя бы одно невыгодное с коммерческой точки зрения направление, разрыва договорных отношений с муниципалитетом ему не избежать. Причем договоры с транспортниками, как уже сообщали, мэрия заключила на целые группы выгодных и невыгодных маршрутов. Таким образом, в случае прекращения договорных отношений перевозчик-нарушитель потеряет всю группу своих маршрутов, а не только тот, на котором был зафиксирован провал.

Также, по словам Андрея Чумакова, в рамках заключенных договоров, помимо основных мер воздействия в виде разрыва договорных отношений, мэрия ввела такое понятие, как объем выполнения транспортной работы и объем выполнения рейсов по итогам за месяц. Оценку этого показателя чиновники подвели как раз под упомянутую систему ГЛОНАСС.

— Когда эта система заработает, и мы станем понимать, что перевозчик за месяц выполнил менее 85% рейсов, автоматически встанет вопрос о применении к нему финансовых штрафных санкций со стороны заказчика пассажирских перевозок в лице мэрии, — объясняет собеседник — И чем ниже этот процент исполнения, тем выше штрафная санкция, опять же вплоть до расторжения договора, если разного рода нарушения начинают входить в традицию. Учитываться при этом будет целый спектр показателей, включая количество подвижного состава, интервалы движения машин, время начала и завершения работы маршрутов и пр.

Справка:
Специалисты департамента дорожного хозяйства и транспорта призывают горожан сообщать обо всех нарушениях, допущенных водителями новых внутримуниципальных маршрутов, на открытую 1 января 2015 года горячую линию по телефону 54-46-60. В рабочее время на горячей линии дежурят специалисты управления транспорта, в нерабочее время и по выходным на указанном телефоне работает автоответчик, сообщения, оставленные на который, прослушиваются и фиксируются для принятия оперативных мер. Единственное, о чем убедительно просят пассажиров, — информировать специалистов не только о номере маршрута, на котором возникли проблемы, но и сообщать по возможности госномер автобуса, водитель которого нахамил, отказался везти льготника бесплатно и пр. Это, как говорят в департаменте, значительно упростит работу с перевозчиками. Которые, полагают в мэрии, также заинтересованы в том, чтобы свести существующую волну негатива на нет и максимально быстро отладить свою работу так, чтобы новая маршрутная сеть функционировала четко и в полном объеме.

Мнение:
Андрей Чумаков, руководитель управления транспорта департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии г.о. Тольятти:

— Если какая-то организация откровенно заваливает хотя бы один маршрут, то возникает вопрос, а нужен ли городу такой перевозчик и не проще ли отказаться от его услуг, чтобы выбрать новую компанию, которая будет адекватно и правильно выполнять свою работу. При этом мы не боимся вопросов, как закрывать высвободившиеся маршруты, если тот или иной договор будет расторгнут. Дело в том, что в этом случае мы имеем право без проведения торгов на три месяца заключить договор с любым перевозчиком и таким образом не допустить сбоя в работе пассажирского транспорта. А в течение этих трех месяцев мы объявляем новый конкурс и затем заключаем постоянный договор с новым перевозчиком. В связи с этим я не вижу причин, чтобы мэрия ходила за кем-то из перевозчиков и уговаривала его ездить. Не справляешься, не можешь, не хочешь? Значит, большой привет.

Информация:
У водителя маршрутки при отсутствии считывающего устройства есть право попросить у предъявителя чек о пополнении карты денежными средствами на текущий месяц. Поэтому рекомендуется льготникам иметь при себе не только саму карту, дающую право на бесплатный проезд, но и соответствующие чеки о зачислении ежемесячных платежей.

91-ая маршрутка в Тольятти

фото Марии Трошкиной

Юлия Романенко, газета “Площадь Свободы”

фото: из открытых источников